Автор: Максим Мельник
Сегодня у государства в приоритете педагогические направления. Чтобы подготовить специалистов, на учебный год вузам было выделено 74 тыс. мест для бюджетников. В прошлом году не менее миллиона педагогов вышли на работу. Впрочем, этого оказалось недостаточно, и в школах все равно ощущается острая нехватка кадров.
Немало из тех, кто обучается в вузе, после получения диплома так и не доходит до места работы, где можно опробовать себя в профессии. В основном они разочаровываются в сделанном выборе еще в ходе практики. Если же во время учебы студенты подрабатывали, то тут уж никуда не деться от сравнений. Так и получается, что работа, например, в ресторане фастфуда оказывается более комфортной, чем педагогом в школе.
Возьмем для рассмотрения Крым. Там ставка при 18 часах занятости составляет около 14,6 тыс. руб. Еще 2 тыс. дают за классное руководство. Плюс столько же, если вести кабинет. Также могут доплатить несколько тысяч за проверку тетрадей, небольшая сумма ждет тех, кто занимается с детьми ОВЗ.
Молодым сотрудникам полагается целевая доплата в размере 5 тыс. и 5,7 тыс. руб. из бюджетов различного уровня. Выходит 30-35 тыс. руб. И все. Чтобы нормально зарабатывать, приходится брать еще полторы-две ставки, а это уже совсем иная нагрузка. Ирония заключается в том, что через три года, когда «юный» сотрудник «вырастет», зарплата вернется к 25-30 тыс. руб., то есть к тому самому старту, откуда все началось.
Разумеется, низкая заработная плата отнюдь не первый и не последний фактор, отталкивающий сегодня от профессии педагога. По данным МПГУ, в этом же списке числятся: большая нагрузка, отсутствие свободы (речь идет о зарегулированности жизни в школе и процесса образования, появлении новых обязанностей, включая заполнение электронных дневников) и громадный объем оставшейся бумажной волокиты. Не будем также забывать о конфликтных ситуациях как с обучающимися, так и с их родителями.
Хотя педагогов и учителей объединяет одна цель – поделиться с детьми знаниями – между ними нередко возникает недопонимание. Иногда оно выливается в открытое противостояние, которое переходит в горячую фазу и предается огласке благодаря СМИ. Кого-то после скандалов увольняют. Причем не всегда причиной служат разногласия. В России уже были случаи, когда учителя теряли работу, к примеру, из-за фотографий в купальниках, опубликованных в соцсетях. И тут снова возникает важный вопрос: как же быть молодому специалисту, родившемуся в эпоху гаджетов, считающего себя не только учителем, но и личностью с индивидуальным пространством? Какие действия будут расцениваться как приличные, а какие неминуемо лишат рабочего места, обнулив годы учебы и стараний?
Кроме того, начинающие педагоги жалуются на недостаток методической поддержки. При желании они могут попросить помощи у старших, более опытных коллег, но не более того. Одной из основных проблем для молодежи, которая живет в век развития, успеха и достижений, это неясные перспективы карьерной лестницы. Раньше молодые педагоги хотели создать собственный предпринимательский проект в сфере, иметь административный рост в госшколе (дорасти до завуча или директора), добиться творческого признания или разработать свои педагогические техники, тогда как теперь наиболее реальная перспектива – репетиторство или работа в частной школе.
Последствия от непопулярности и элементарной нехватки представителей столь важной профессии могут оказаться разрушительными для российского общества. Во-первых, отсутствие образовательной концепции, постоянное переписывание учебников и ежегодное увеличение требований к воспитательной работе, по сути, лишают человека времени, заставляя жить работой. Поэтому нередко преподавание может скатиться на уровень халтуры.
Во-вторых, от этого пострадают будущие поколения. Дети вырастут в незаинтересованных, малообразованных взрослых с предвзятым отношением к исполнению своих обязанностей, ведь учитель для них – пример. В-третьих, профессия продолжит исчезать. В итоге учителя заменят платформами, на которых обучением будет руководить ИИ. Отсутствие живого общения со сверстниками и педагогом приведет к неумению выстраивать коммуникацию, изменится пирамида ценностей, а, значит, общество деформируется изнутри. Вряд ли это можно назвать правильным вектором для положительных изменений. Мир без учителей невозможно представить, и остаётся только гадать, насколько губительными окажутся последствия.