Объективные новости через призму совести

Учителя без высшего образования: как к идее пришли в Минпросвещения и скажется ли это на качестве знаний школьников?

26 июня 2023
Учителя без высшего образования: как к идее пришли в Минпросвещения и скажется ли это на качестве знаний школьников?

Автор: Виктория Лисунова

В Министерстве просвещения РФ придумали, как восполнить дефицит кадров в российских школах, который сохраняется уже протяженное количество времени независимо от региона. Глава ведомства Сергей Кравцов выступил с предложением, чтобы разрешить учителям-предметникам преподавать в учебных заведениях без наличия высшего образования. Многие учителя сочли эту меру радикальной, но на сегодняшний день в нашей стране уже не хватает порядка полумиллиона педагогов — это уже рекордный уровень.

Совсем скоро в российских школах могут появиться учителя, которые пришли преподавать туда после получения среднего профессионального образования. То есть это будут специалисты, окончившие свое обучение в колледже, техникуме или в училище. На сегодняшний день без наличия высшего образования могут лишь вести занятия педагоги начальной школы, а также работать воспитатели детских садов. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов в рамках Петербургского международного экономического форума отметил, что в настоящее время готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы. Эти новоиспеченные учителя смогут обучать школьников средней школы — с 5 по 9 класс.

В нашей стране профессия учителя стремительно теряет свою популярность, с этим и связан существующий в данной сфере дефицит. За последнее десятилетие труд школьного преподавателя обесценили. На плечи педагогов стало ложиться все больше ответственности, количество их обязанностей увеличилось, но при этом их заработная плата отнюдь не выросла. Именно по причине плохих условий труда и негласных ограничений свободы действий мало кто из молодых людей выбирает для себя эту профессию. Стоит отметить, что 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника, а все как раз для того, чтобы повысить престиж учителя среди населения.

Для того, чтобы преподавать ту или иную дисциплину другим людям, в данном случае — школьникам, преподавателю важно иметь высокую квалификацию, то есть иметь высокую профессиональную подготовку, которую получают как раз таки в высших учебных заведениях. Это разве что не касается учителей ИЗО, физической культуры или труда. В колледжах же по большей части ученики получают базовый набор знаний, который необходимо еще повышать. Чему детей тогда смогут научить такие педагоги? Вот это серьезный вопрос, волнующий многих граждан.

Так сложилось, что в учреждения среднего профессионального образования идут учиться те, кого не берут в 10 класс, кто не хочет сдавать ЕГЭ или же те, кто заинтересован в получении рабочей специальности среднего звена, по которой можно работать и без окончания вуза. Вероятно, что для повышения доверия к квалификации будущих учителей-предметников со стороны граждан, понадобиться поднять еще и престиж российских колледжей, потому что пока типичный портрет ученика этого учебного заведения выглядит не лучшим образом.

Помимо того, что квалификация новых педагогов может отразиться на качестве знаний учеников среднего звена, важно также отметить вопрос незначительной разницы в возрасте между ним и самими школьниками. Дело в том, что выпускниками колледжей являются, как правило, молодые люди 19-20 лет. И тут судьба молодого учителя может сложиться по двум разным сценариям. Либо, в силу отсутствия у себя опыта, должного количества знаний и профессионализма, педагог может столкнуться с отсутствием понимания со стороны учащихся, ввиду чего ему будет достаточно сложно стать для них авторитетом и заслужить уважение — они его просто не будут слушать. Как итог, в скором времени такой учитель уволится. Второй же сценарий предполагает, что наоборот, в силу небольшой разницы, школьники будут проявлять больший интерес к урокам молодого учителя, однако это по большей части редкость.

Но все-таки вернемся снова к условиям труда. Нельзя исключать, что они не устроят в том числе и новых педагогов, по этой причине они выберут для себя другую форму деятельности, сменить которую в молодом возрасте сейчас не составляет почти никаких проблем.


Читать все материалы