Автор: Виктория Лисунова
В России захотели ввести частичный запрет на проведение абортов — речь идет о прерывании беременности в частных медицинских учреждениях. В соответствующей процедуре женщинам уже стали отказывать в некоторых региональных клиниках, что привлекло внимание ФАС. Однако, несмотря на предложения некоторых представителей власти, важно понимать, что наложение запрета на проведение абортов в российских частных клиниках может иметь серьезные последствия как для женского здоровья, так и для всего общества в целом.
Сегодня существуют различные точки зрения касаемо желания женщины прервать беременность, но до сих пор многие люди считают, что введение полного или частичного запрета на эту процедуру способно улучшить показатели рождаемости в стране. Уже сейчас идею ограничения проведения абортов в коммерческих учреждениях поддержали клиники Мордовии, Курской, Челябинской, Липецкой областей, Татарстана, добровольно пошли на этот шаг и учреждения Крыма. А губернатор Нижегородской области Глеб Никитин предложил внести в Госдуму проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому частным клиникам запрещается проводить аборты.
Согласно данным Росстата за 2022 год в коммерческих клиниках было проведено 102 242 процедуры, а в государственных — 401 683. Несмотря на то, что в госучреждениях число абортов по статистике больше, к частным клиникам у некоторых россиянок доверие выше. Это связано с тем, что в них, как правило, отсутствует давление и унижение со стороны врачей, а процедуру оказывают комфортно и быстро. Однако депутаты, выступающие за запрет абортов в коммерческих клиниках думают, что там не содействуют тому, чтобы женщина сохранила ребенка — не соблюдают «неделю тишины» и не проводят консультации психологов, священников и соцработников перед процедурой. Но это сомнение уже опровергли.
«Я абсолютно уверена, что никакие запреты, давление, кампанейщина, криминализация законодательства в этой сфере не могут и не смогут решить эту проблему. Государство по этому пути точно не пойдет. <…> И частные, и государственные муниципальные медицинские образования работают по единым медицинским стандартам, по единым медицинским требованиям. Они все получают лицензию, соблюдают время тишины», — заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Запреты никогда не влекут за собой ничего хорошего, за ними, напротив, скрываются лишь более серьезные последствия. В случае, если будет ограничен доступ к процедуре прерывания беременности в частных клиниках, то образуется очередь в государственных. Женщинам придется ждать значительно больше времени, что впоследствии может вызвать возникновение осложнений во время оказания процедуры, так как срок беременности увеличивается.
«Так или иначе женщина, которая делает аборт, находится в отчаянном положении и не от большой радости принимает решение прервать беременность. И если чинить ей различные преграды, она будет искать другие пути. В совсем безвыходной ситуации женщина может попасть в руки недобросовестных людей и различных криминальных группировок. Вместо того чтобы уменьшать число нежелательных беременностей, продвигая эффективные методы контрацепции, предлагается уменьшить число мест на процедуру. Чтобы устроить очереди? Чтобы женщины еще больше нервничали и страдали? Отлично! Это делается от большой «любви» к женщинам», — пояснила врач акушер-гинеколог, специалист общественного здравоохранения, эксперт ВОЗ Любовь Ерофеева.
Женщина, у которой протекает нежелательная беременность, вряд ли сохранит ее. Наложение запретов, возникновение ввиду этого очередей в медицинских учреждениях только вызовет рост подпольных, опасных и незаконных процедур, так как россиянки будут вынуждены искать альтернативные методы прерывания беременности, которые способны серьезно навредить их здоровью и даже привести к смерти.
«О запрете легко говорят люди, не имеющие отношения к медицине, и те, кто не имеет отношения к охране здоровья и медицинской помощи женщинам. Они не знают и не понимают последствий таких ограничений. Им не грозит оказаться у постели умирающих женщин. Им не грозит общественное осуждение», — считает Президент Российской ассоциации репродукции человека, доктор медицинских наук Владислав Корсак