Объективные новости через призму совести

Кто решил на фоне санкций поделить пищевой рынок России?

17 апреля 2023
Кто решил на фоне санкций поделить пищевой рынок России?

Автор: Миллер Александра

Год назад аналитиками из FinExpertiza была подсчитана доля зарубежных продуктов в России. В начале 2022-го года, когда Запад и его союзники только начали вводить санкции в отношении РФ, доля импорта в продовольственной рознице составляла четверть. Конечно, многие компании за прошедшее время приняли решение об окончательном уходе с российского рынка. Это не только дало возможность реализовать отечественные товары, но и выкупить иностранные активы.

Храбрый воин

Еще весной корпорации Coca-Coca и PepsiCo сообщили о приостановке своей деятельности на территории РФ. Пока в рознице вовсю распродавались складские остатки напитков, российские конкуренты не стояли сложа руки и наращивали производство. «Черноголовка» запустила собственные бренды колы. Буквально за три месяца продажи нового напитка смогли обогнать флагманский «Байкал». Планы у компании отличались особой амбициозностью: занять от 30% до 50% рынка безалкогольных напитков в России. Однако сделать это было реально лишь в том случае, если два вышеупомянутых производителя безоговорочно ушли бы с рынка.

Тем не менее, напитки «Черноголовки» теперь представлены в ряде сетей: «Додо Пицца», Баскин Роббинс», «Донер 42», Movenpick, KFC и Burger King. Ее продукция также была замечена на бортах авиакомпании «Россия» (группы «Аэрофлот»). Однако на этом компания, которую уже можно смело окрестить новым пищевым гигантом, не остановилась. В конце декабря 2022-го года стало известно, что американская Kellogg, которая производит чипсы Pringles и печенья «Любятово», договорилась о продаже российского бизнеса группе компаний «Черноголовка».

Мало того, что у компании уже есть свое детское питание под брендом «Черноголовка Бэйби», еще и американская Kraft Heinz решила продать ей свой бизнес. По заключенному соглашению, «Черноголовке» отойдут марки «Сами с усами», «Умница» и предприятия, расположенные в Георгиевске Ставропольского края и Иваново, а чуть позже на ограниченный срок – Heinz Baby.

Ушедшие пищевики

В первую очередь продавать бизнес начали финны. Молочный концерн Valio продал российские активы производителю продуктов питания ГК «Велком», которая входит в первую десятку по выручке среди отечественных компаний. Комбинат «Коломенский» приобрел у Fazer производство хлеба и выпечки (ООО «Хлебный Дом»). Финны из Rasio (каши Nordic) продались «Копэкер агро» – одному из лидеров рынка по контрактному производству и упаковке продуктов.

Компания Atria отдала бизнес быстрого питания (ООО «Сибилла Рус») группе «Черкизово». Стоит отметить, что один из самый крупных производителей мяса в РФ подсуетился не зря, ведь Atria обслуживала 4,4 тыс. точек в России, Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане (преимущественно в АЗС). Эта сделка позволила расширить сбыт ассортимента с наибольшей доходностью. При этом в 2021 году АПК «Михайловский», входящий в вышеуказанную группу, выкупил тульскую компанию «Краснобор» – третьего по величине производителя мяса индейки в стране.

Финский кофейный производитель Paulig из-за санкции продал бизнес топ-менеджеру компании-конкурента Milagro. Тогда глава организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов обратился в Генпрокуратуру, Минфин, ФАС и ФНС, чтобы эту сделку отменили, поскольку поглощение Milagro финского участника неизбежно привело бы к ограничению конкуренции на потребительском рынке кофе. Следовательно, повышаются риски картельного сговора и роста цен. Павлов привел немало аргументов, почему данную сделку нельзя считать действительной. Дело в том, что новому владельцу отошел тверской завод, но не торговые марки и рецепт кофе. И хотя мнения разошлись касательно этого вопроса, сегодня все же на заводе изготавливается кофе под новым брендом Poetti. Чуть позже стало известно, что лицензия на товарный знак кофе под брендом Paulig была продлена до 2032 года. Важно подчеркнуть: Paulig занимал 12% рынка.

Продажа также ждала Hortex – лидера в продаже замороженных овощей и фруктов Центральной и Восточной Европы, которая имела целых три завода в России. Выкупила поляков ГК «Агама», которая, в свою очередь, является лидером в стране по производству рыбы и морепродуктов высокого качества.

Таким образом, и без того крупные компании благодаря санкциям превратились в гигантов, зачастую при этом расширяя ассортимент не только товаров, но и предложений.


Читать все материалы