Объективные новости через призму совести

Отмена ЕГЭ: почему до сих пор выступают за эту идею?

25 марта

Автор: Виктория Лисунова

Дискуссии о плюсах и минусах проведения Единого государственного экзамена не прекращаются с момента его внедрения. Те, кто выступают за идею отмены ЕГЭ, видят в нем лишь неэффективный и несправедливый способ оценки знаний, кроме этого, строгая форма проведения экзамена нередко оказывает серьезное влияние на нервную систему школьников, что становится причиной возникновения нервных срывов, депрессий и даже суицидальных мыслей.

Государственная итоговая аттестация в обязательном порядке проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) в российских учебных заведениях с 2009 года. Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в 2019 году, основными минусами ЕГЭ россияне назвали зубрежку при подготовке, а также высокую психологическую нагрузку. Кроме этого, опрошенные подчеркнули, что главным преимуществом проверки знаний в такой форме является то, что, как правило, выпускникам не приходится сдавать экзамены внутри вуза, также у них существует возможность подать результаты ЕГЭ сразу в несколько учебных заведений.

Ежегодно процедура проведения, критерии оценки, а также задания ЕГЭ по всем предметам претерпевают изменения. Некоторые депутаты до сих пор продолжают настойчиво бороться за отмену Единого государственного экзамена, выступая за внедрение более справедливых и гибких систем оценки. Например, в 2022 году, после выхода России из Болонского процесса, депутат Госдумы Яна Лантратова отметила, что ЕГЭ можно «реформировать», то есть отойти от привычного стандарта и «добавить больше устных, творческих заданий». Сейчас же группа депутатов от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, которым предлагается отменить обязательную сдачу ЕГЭ при выпуске из школы, а также дать право ученикам выбирать между ЕГЭ и традиционными выпускными экзаменами.

«Настоящим проектом федерального закона предлагается предоставить альтернативу сдавать по желанию или единый государственный экзамен (ЕГЭ), или государственные экзамены, которые будут сдаваться обучающимися по образовательным программам основного общего и среднего общего образования», — говорится в законопроекте.

За отмену ЕГЭ выступают по нескольким причинам. Во-первых, многие критики считают, что ЕГЭ несправедливо оценивает знания учащихся, так как основывается на запоминании фактов и однотипных заданиях, а не на анализе и критическом мышлении. Во-вторых, многие полагают, что ЕГЭ создает неравенство в образовании, так как не все школы имеют равные возможности подготовить своих учеников к успешной сдаче экзаменов. Ученики из малообеспеченных семей, регионов или учебных учреждений имеют меньше доступа к ресурсам и качественной подготовке к экзаменам, что приводит к увеличению разрыва между учениками.

Еще одной причиной является то, что система оценки в рамках ЕГЭ зачастую несправедлива и подвержена ошибкам. Дело в том, что полученные результаты могут зависеть не только от уровня знаний учащегося, но и от случайных факторов, таких как настроение экзаменатора (речь идет о проверке развернутых ответов) или специфика задания. Кроме того, часто возникают вопросы о прозрачности и объективности процесса проверки работ.

«Кто хочет - пусть сдает. <…> И официальные опросы, и любая встреча в любой аудитории показывают, что ЕГЭ не любят. Это затраты для родителей, неполноценный механизм контроля знаний, это расстройства и различные заболевания. Мы надеемся, что рано или поздно тот вредный механизм, который сегодня существует и мучает детей, будет скорректирован, а лучше - вообще со временем устранен», — отметил глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, который является одним из разработчиков законопроекта.

ЕГЭ — это уже отработанный годами механизм, отойти от которого так быстро вряд ли получится. К тому же любые перемены влекут за собой сложности, на решение которых может потребоваться дополнительное время.

«Отмена ЕГЭ существенно сократит возможность абитуриентов из дальних уголков нашей родины поступать в вузы в других регионах. Все должны быть в одинаковых условиях. <…> Задачи становятся многостадийными, они по сути приближены к письменному экзамену. Я бы сегодня сравнил ЕГЭ с письменным экзаменом, просто форма его проведения приводит к тому, что у нас должен появиться правильный ответ, что облегчает проверку. А в целом он ничем не отличается от тех экзаменов, которые мы сдавали в свое время», — пояснил Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Александр Мажуга.

Читать все материалы