Объективные новости через призму совести

Как антироссийские санкции ударили по западным авиакомпаниям?

19 января 2023
Как антироссийские санкции ударили по западным авиакомпаниям?

Автор: Миллер Александра

После начала спецоперации на Украине ряд стран ввел санкции в отношении России, которые ударили по многим отраслям, в том числе авиации. Многие говорили и писали о том бедственном положении, в каком впоследствии оказались российские авиакомпании. Однако введённые ограничения не прошли бесследно и для западных компаний.

Отечественным авиакомпаниям за полгода после введения антироссийских санкций пришлось перерегистрировать самолеты, которые ранее числились в реестре Бермудских островов. Так, под контроль компаний вернулись более 200 воздушных судов. Но пока Россия занята решением собственных проблем, западные авиакомпании обнаружили, что санкции не играют им на руку.

Опираясь на информацию сервиса отслеживания самолетов FlightRadar24, динамика рынка пассажирских перевозок в этом году улучшилась в сравнении с «ковидными» 2020-2021 годами. При этом показатели 2020-го уступают цифрам 2019-го. Впрочем, становится и так ясно, что до уровня «доковидного» года выйти не удастся.

Дело в том, что из-за закрытого неба над Россией авиакомпании США и ЕС несут убытки. Как писал Bloomberg, перелеты в Азию для американских и европейских авиаперевозчиков стали гораздо дороже именно ввиду закрытого воздушного пространства над РФ. Самолеты Air France-KLM и иных компаний, следующие до Японии, вынуждены обходить российскую территорию через Казахстан и Монголию. Это, в свою очередь, повышает время полета на несколько часов.

К примеру, чтобы оказаться в Японии, пассажирам финского перевозчика Finnair, придется провести в полете примерно 13 часов вместо привычных 9,5. Не стоит забывать, что при измененном маршруте повышается расход топлива, что делает подобные рейсы попросту нерентабельными. По оценке Finnair, из-за облета России длительность рейсов в Азию увеличивается на 15-40%.

Также британский перевозчик Virgin Atlantic решил приостановить рейсы в Гонконг. Если раньше, перелет из Лондона в Токио занимал около 9,5 тыс. км (из которых 6,5 тыс. км. пролегали над РФ), то теперь маршрут увеличился до 12 тыс. км., а это дополнительно 3-4 часа к пути. Длительность рейса Air France из французской столицы в Токио сегодня составляет 14 часов. Именно столько раньше занимал маршрут из Парижа в Сантьяго (Чили).

Однако придумать, как могли бы самолеты летать с меньшими нагрузками и дольше, оказалось лишь частью всей проблемы. Ввиду более длительных полетов авиакомпаниям все равно придется не только заменять самолеты, но и увеличить расходы на зарплаты своих экипажей.

«Ошибкой» западных компаний весьма быстро воспользовались их коллеги. Со временем дело приобрело настолько серьезный оборот, что генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Уильям Уолш заявил: западным странам надо призадуматься над возобновление рейсов через российское небо. Если этого не произойдет, то перевозчики Европы не смогут выдержать конкуренции с авиакомпаниями из Китая, которым не нужно облетать Россию окольными путями. Поэтому неудивительно, что крупный бизнес на Западе ратует за снятие авиасанкций.

«Мы должны стремиться вновь открыть воздушное пространство России, чтобы сделать его доступным для всех авиакомпаний для транзита через традиционные сибирские рейсы, чтобы европейцы могли добраться до Азии наиболее эффективным способом», – отметил гендиректор IATA.

Чтобы не быть голословными, скажем: рыночная капитализация Turkish Airlines достигла 10,26 млрд евро, тем самым превысив показатели Lufthansa, стоимость которой оценивается не выше 9,28 млрд евро. Цена акций турецкого перевозчика выросла более, чем на 500%. В стороне не остался и индийский перевозчик Air India, у которого в среднем полет в США и Канаду занимал на 1,5 часа меньше, чем у Air Canada и United Airlines.

Тем не менее Россия не спешит вновь открывать воздушные двери. Ространснадзор и вовсе направил письмо в Минтранс, предложив ужесточить правила допуска зарубежных авиаперевозчиков в РФ. Иначе говоря, чтобы получить допуск к рейсам в России, соискатели будут должны пройти аудит. Разрешение необходимо для подтверждения соответствия перевозчика критериям безопасности. Такой же механизм работает в ряде других стран среди которых США, Китай, Израиль, ОАЭ.

Читать все материалы