Автор: Виктория Лисунова
Некоторые россияне выбирают самолеты для осуществления своего передвижения среди городов и стран. Дело в том, что именно этот вид транспорта выигрывает по уровню комфорта и быстроты среди, например, поездов или автомобилей. Однако многие россияне сейчас не могут позволить себе частые авиаперелеты, ведь в последнее время билеты на самолет очень выросли в цене — и этому есть объяснение.
В прошлом году российская авиационная отрасль столкнулась с беспрецедентными санкциями со стороны Запада, ввиду этого два самых крупнейших мировых авиапроизводителя, компании Boeing и Airbus, ушли из России на неопределенный срок, приостановив предоставление услуг по поддержке российских авиакомпаний. Ситуация, в которой оказалась наша страна, вызвала много сложностей, связанных с обслуживанием и технической поддержкой самолетов, поставкой запчастей, кроме того увеличились сроки ремонта воздушных судов. Все это в конечном итоге оказывает влияние на безопасность авиаперевозок, а также и на стоимость билетов.
Подорожание техобслуживания
Необходимые запчасти для самолетов российских авиакомпаний сейчас приходится закупать в обход санкций, то есть в первую очередь у таких дружественных стран, как Китай, Индия, Турция и Иран. Однако цены на комплектующие колеблются от курса валюты, который постоянно меняется и, как правило, только растет. Со слов совладельца Внуково и «Азимута» Виталия Ванцева, главным приоритетом любой авиакомпании является безопасность полетов, а это все стоит денег. Он отметил, что сейчас еще имеются склады запчастей, которых хватит примерно на год, но в скором времени их потребуется пополнять. При этом подорожание новых комплектующих оказывает прямое влияние на стоимость конечного продукта — на авиабилеты.
«Думаю, что на внутренних рейсах будет рост порядка 15–20%, а на международных — до 40%. Но не нужно к этому относиться так, что авиакомпании охреневшие, пользуются ситуацией. Со стороны это, может, так выглядит, но все на самом деле иначе. У них значительно выросли затраты, особенно растет стоимость технического обслуживания [самолетов]», — пояснил совладелец Внуково и «Азимута» Виталий Ванцев.
Уменьшение субсидий
С ноября 2022 г. по март 2023 г. авиакомпаниям было выделено 25,3 млрд руб. Именно благодаря выделенным правительственным субсидиям получалось сохранять низкие цены на билеты, что, безусловно, и стимулировало спрос на авиаперевозки — за это время удалось перевести 27,4 млн пассажиров внутри страны. Минтранс еще весной запрашивал выделение субсидии для отечественных авиакомпаний на перевозки в летнем сезоне. В ведомстве поясняли, что из-за отсутствия субсидий перевозчикам цены на рейсы в летнем расписании могут вырасти.
«В этом году цены на билеты точно будут выше, чем в прошлом, прежде всего из-за сокращения субсидий. В прошлом году авиаотрасли было выделено дополнительно 100 миллиардов рублей субсидий, а в этом — только 25 миллиардов, и эти деньги уже давно закончились, еще зимой. Сократились субсидии на региональные перевозки. В результате авиакомпаниям придется эту разницу зарабатывать на рынке, так что цены они будут поднимать», — рассказал эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
Горячий сезон авиаперелетов
Именно летом отмечается самый горячий сезон авиаперелетов, ведь большинство россиян стремятся в это время взять отпуск и отправиться в путешествие. Но, как всем известно, при росте спроса, растет и цена, что собственно мы сейчас и наблюдаем на примере авиабилетов.
«В июне, июле, августе цены билетов на пике. <…> Поэтому пока билеты дешеветь не будут примерно до середины сентября, когда окончательно отпуска закончатся, и люди все вернутся. А дальше цены пойдут вниз. А вот насколько [по итогу года] вырастут [средние цены на] билеты — вопрос дискуссионный. И никто не сможет сказать, пока только догадки. Но они должны вырасти, потому что в течение трех лет билеты на самолеты не дорожали: у нас была пандемия и спад спроса на авиаперелеты, потом были санкции, которые были компенсированы дотациями со стороны государства», — отметил авиаэксперт, главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров.