Автор: Виктория Лисунова
В конце сентября, 28 сентября, в аэропортах Москвы произошел глобальный сбой в системе бронирования, что спровоцировало сложности регистрации пассажиров на их рейсы. В связи с возникшей ситуацией авиакомпаниям пришлось задержать вылеты по ряду направлений — в Калининград, в Пермь, в Санкт-Петербург, в Мурманск, в Ульяновск, в Сочи , также по времени был сдвинут и обратный рейс из Сочи. Насколько критичны подобные сбои, и по каким причинам они возникают — в нашем материале.
Работа над созданием отечественной системы бронирования «Леонардо» началась в 2011 году, а ее официальный запуск состоялся в 2014. Разработкой «Леонардо» занимались госкорпорация «Ростех» и «Сирена тревэл». Необходимость в переводе российских авиакомпаний на отечественный софт появилась после начала специальной военной операции (СВО) на территории Украины. Целью этого было желание заменить иностранное программное обеспечение. Важно подчеркнуть, что доступ ко всем сервисам используемой ранее американской платформы Sabre, в соответствии с постановлением правительства России № 1393 от 8 августа 2022 года, был полностью прекращен. С 1 ноября 2022 года все 53 российские авиакомпании уже перешли на отечественные системы бронирования. В Министерстве транспорта РФ ранее подчеркивали, что благодаря такому импортозамещению обеспечены информационная безопасность и защита персональных данных пассажиров и экипажей, независимость пассажирских перевозок от иностранных систем, возможных сбоев и отключений.
«По поручению государства Ростех создаёт возможности для поступательного перехода российских авиаперевозчиков на отечественный софт. Это мера, которая призвана защитить отрасль авиаперевозок от недружественных действий иностранных государств и поставщиков. Сервис способен адаптироваться под индивидуальные потребности каждого перевозчика, имеет повышенный уровень информационной защиты, а главное – обеспечивает бесперебойную работу воздушно-транспортной отрасли России даже в условиях отключения иностранных систем. АИС «Леонардо» на сегодняшний день пользуется 68 компаний, из них 50 – российских с суммарным объемом перевозок порядка 45 миллионов пассажиров в год», — сказал заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Александр Назаров.
Но на деле оказалось, что все-таки от возникновения сбоев такая мера не исключает. Хоть в системе они возникали и ранее, но не такого масштабного характера, как это случилось 28 сентября. Причиной глобального сбоя в «Леонардо» заявлялась мощнейшая DDoS-атака из-за рубежа, которая шла с территории нескольких стран, в том числе включая Украину. Из данных сервиса «Яндекс.Расписания» следует, что днем 28 числа в столичных аэропортах были задержаны или отменены около тридцати рейсов. Все это спровоцировало скопление людей в аэропортах, так как им не удалось вылететь вовремя, кроме этого некоторым пассажирам, у которых были запланированы стыковачные рейсы, пришлось изрядно понервничать.
«В настоящий момент на систему «Леонардо» идет массированная DDOS-атака из-за рубежа. Мы работаем над ее отражением. В ближайшее время система вновь заработает в штатном режиме, — сообщила в Telegram-канале пресс-служба государственная корпорация «Ростех».
Вместе с тем была усложнена работа сотрудников аэропорта по причине того, что регистрация на рейсы происходила в ручном режиме. Безусловно, когда этот процесс автоматизирован, регистрация проходит намного быстрее, что позволяет избегать столпотворения людей на стойках регистрации и при прохождении досмотра. При возникновении же сбоя время этого процесса увеличивается, нагрузка на работников становится выше, а ожидание пассажиров в разы растягивается.
Для того, чтобы восстановить работу импортазамещенной системы бронирования «Леонардо», понадобилось около пятидесяти минут. Если бы сбой продлился еще дольше, очевидно, что проблемы могли бы быть уже куда серьезнее. В компании «Ростех» считают, что главной целью хакеров является желание нанести ущерб российской IТ-инфраструктуре, а также остановить авиаперевозки в стране.