Автор: Виктория Лисунова
Последние годы интерес к внедрению биометрии только растет — встретить ее можно уже практически повсеместно. Эту технологию используют в наших привычных устройствах — смартфонах и компьютерах, а также задействуют во многих отраслях и в абсолютно разных сферах жизни. Так, согласно проекту, который был опубликован на сайте Минтранса 1 августа 2023 года, для удобства пассажиров в скором времени также появится единый биометрический проездной.
Правительство старается стремительно развивать транспортную отрасль, путем внедрения иновационных технологий. Одной из последних инициатив стало предложение о создании единого цифрового проездного. Планируется, что оплата по биометрии заработает в 600 городах по нашей стране ближе к 2030 году и будет доступна во всех видах транспорта. Пассажирам потребуется лишь создать цифровой профиль, чтобы начать пользоваться этой технологией. Важно отметить, что внедрение оплаты по биометрии не приведет к исчезновению традиционных способов оплаты проезда, об этом пообещали в Минтрансе РФ. Поэтому пассажирам, которые предпочитают традиционные методы оплаты — не стоит переживать.
«Ключевыми инициативами и проектами, направленными на приоритетное достижение цели цифровой трансформации, являются: <…> проект "Зеленый цифровой коридор пассажира" - создание цифрового профиля пассажира, единого цифрового инструмента оплаты проезда для всех видов транспорта (с применением технологий биометрии)», — говорится в документе.
Благодаря применению Единой биометрический системы будет отсутствовать необходимость в предъявлении каких-либо документов для подтверждения личности, а также в использовании наличных денег, что значительно сэкономит время пассажиров и сделает их поездки быстрее и комфортнее. Кроме этого, задумка также позволит бороться с мошенниками, использующими чужой проездной.
«Существующие решения повышают прозрачность и управляемость перевозок, являются одним из ключевых инструментов для успешной реализации программы модернизации общественного транспорта. Важно не останавливаться на достигнутом и обеспечить не только удобство оказания самой услуги, но и совместимость отдельных региональных информационных систем на общественном пассажирском транспорте с учетом всех региональных льгот. Это позволит ощутимо сократить время пассажира в пути и сделает общественный транспорт гибким, предсказуемым и удобным», — заявил заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в предыдущем году.
Использование биометрических персональных данных предполагает использование сведений, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека. Например, это могут быть отпечатки пальцев, радужка оболочки глаза, голос или лицо. В оплате проезда в общественном транспорте задействуют именно лицо пассажира, данные о которым, в свою очередь, привязаны к его банковской карте. Таким образом, платеж, совершенный «по лицу», можно считать одной из форм безналичного расчета.
Биометрический проездной нельзя назвать новой технологией, ведь система оплаты «по лицу» уже несколько лет работает на всех станциях метро и МЦК Москвы, она называется Face Pay. Принцип работы технологии идентичный — для пользования следует всего лишь зарегистрироваться в приложении «Метро Москвы», привязать фотографию своего лица, «Тройку» и банковскую карту со средствами для оплаты проезда.
Опрос, проведенный в июле 2023 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что 34% российских граждан относятся к сдаче биометрии нейтрально, 32% — отрицательно, 27% — положительно. Анализ ответов тех, кто воспринимает данную практику негативно, позволил выделить следующие четыре группы аргументов против сдачи биометрии — это вторжение в частную жизнь, нежелание и дефицит доверия, отсутствие нужды, недостаточная информированность.
«Внедрение биометрических форм оплаты проезда в настоящее время значительной частью пассажиров воспринимается негативно, и представляется крайне маловероятным, что эта ситуация изменится в обозримой перспективе», — считает доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин РЭУ имени Г.В. Плеханова Антон Антопольский.