Автор: Миллер Александра
Ракетно-космическая отрасль для России имеет немалое стратегическое значение, обеспечивая военную и экономическую безопасность государства. Не менее важная роль отводится в освоении космоса. РКО влияет на уровень как научного, так и экономического и военного потенциалов, а ее главная задача заключается в создании, запуске и эксплуатации космических аппаратов разного назначения. В стране едва ли остался сектор экономики, не затронутый западными санкциями, и данная отрасль тоже не стала исключением. Ко всему прочему, поменялся и глава госкорпорации «Роскосмос» – одной из системообразующих организаций РФ.
Взлеты и падения
В России немало предприятий космической отрасли. Среди них и «Роскосмос», в состав которой входят предприятия, созданные еще в советскую эпоху: АО «Тепло РКК «Энергия», ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», АО »НПП «Квант», О «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева»). Всего в списке организаций госкорпорации числится 115 наименований. С 24 мая 2018 года гендиректором «Роскомоса» был Дмитрий Олегович Рогозин – российский политик и госдеятель, занимавший десять лет назад должность постоянного представителя РФ при НАТО, а после (буквально-таки до «перевода» в ракетно-космическую отрасль) – пост зампредседателя правительства РФ.
При этом Рогозин не имеет профильного образования, но, как заявил он в 2019-м: «Единственный, кто может быть без профильного образования в ракетно-космической отрасли, – это генеральный директор «Роскосмоса». До этого Дмитрий Олегович сказал, что ожидания общества от военно-космической отрасли превышают возможности госкорпорации. Чем же за запомнились четыре года его руководства и в каком состоянии отрасль досталась следующему главе?
Конечно, были и достижения у Рогозина, за каждым из которых кроется рутинный труд по наведению порядка в работающей по устаревшим лекалам отрасли. К ним относится, например, проект «Ангара». Новый гендиректор смог перенести и оптимизировать производство, исправить недочеты конструкции. В его копилке также ракетный комплекс «Сармат» и рост уровня надежности космических пусков.
Кроме того, при Рогозине начались работы по Второй и Третьей очереди строительства космодрома Восточный, продолжилось создание космического корабля «Орел», который до сих пор так и не был запущен, дата пуска все передвигается из-за нехватки финансирования для наземного оборудования на уже вышеупомянутом космодроме Восточный.
Пост сдал – пост принял
В июле 2022 года Владимир Путин уволил Рогозина с поста гендиректора «Роскосмоса» и назначил на его место человека с нужным образованием и опытом работы – Юрия Борисова, ранее бывшим гендиректором закрытого акционерного общества «Научно-технического центра «Модуль», а после зампредседателем правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса.
И хотя в прошлом году случились такие значимые события в отечественной космонавтике, как создание спутников для Ирана и Анголы, перекрестные полеты на МКС и пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с первым спутником орбитальной группировки «Сфера», все-таки состояние отрасли пока оставляет желать лучшего.
О некой низкой точки, которую достигло положение дел в российской космонавтике, говорили еще в 2021-м профильные эксперты. Сегодня новый гендиректор госкорпорации констатирует: ракетно-космическая отрасль не в очень хорошем кадровом и финансовом состоянии.
«Сегодняшнее состояние отрасли, те позиции, которыми мы гордились, находятся не в лучшей ситуации. Это факт. Это и аварии ракет-носителей, и аварии спутников, которые, конечно, влияют на авторитет нашей космической отрасли. Причин здесь несколько. Это действительно можно назвать системным кризисом», – отметил Борисов.
Помимо того, что «Роскосмосу» требуется более бережно относиться к кадрам (на фоне ухода главного конструктора ракеты-носителя «Союз-5» Игоря Радугина из РКК «Энергия»), отрасли необходимо динамичное техническое перевооружение и переход на цифровые методы проектирования.
Иными словами, многие задачи остались прежними: усовершенствовать отрасль, сохранить и преумножить кадры, навести порядок и пресечь коррупцию. Теперь к ним еще добавилось противостояние западным санкциям и наращивание сотрудничества с восточными странами. В перспективе некоторой проблемой может стать аренда Байконура у Казахстана (на это ежегодно тратится по 115 млн долларов).