Объективные новости через призму совести

В России хотят на 70-85% поднять утильсбор с последующей ежегодной индексацией

18 июля 2024
В России хотят на 70-85% поднять утильсбор с последующей ежегодной индексацией
На днях опубликовали проект постановления правительства, из-за которого уже с 1 октября этого года ставка утильсбора на «легковушки» может вырасти на 70-85%. С данным документом можно ознакомиться на портале проектов нормативных актов, передает BFM.ru.

По мнению Вячеслава Жигалова, являющегося президентом Союза автомобильных дилеров, из-за увеличения утилизационного сбора цены поднимутся как на китайский автопром, так и на отечественный. Причем своими аргументами он поделился не только со СМИ, но с Минпромторгом. Эксперт также разместил их на портале правовых актов. Согласно оценке Жигалова, так как производителями утильсбор закладывается в стоимость авто, то его рост в октябре и ежегодная индексация станут причиной подорожания абсолютно всех машин на рынке.

Таким образом, если проект примут, то ставка для нелокализованных в РФ автомобилей, имеющих двигатель 1-2 литра, повысится с текущих 300 600 рублей до приблизительно 556 000 рублей, а в 2025-м ставка достигнет примерно 667 00 рублей. Те, у кого модели с объемом двигателя 2-3 литра, в этом году заплатят 1 563 000 рублей, в 2025 – уже 1 875 000 рублей. Владельцы авто с двигателем 3-3,5 литра отдадут за утильбор в 2024 году 1 794 000 рублей, а в следующем – 2 153 400 рублей. Для тех, у кого авто с объемом двигателя более 3,5 литров, утильсбор вырастет в нынешнем году до 2 284 750, а в 2025 приблизится к отметке в почти 3 млн, достигнув 2 742 300 рублей.

Напомним, что до этого Минпромторг заявлял: в этом году ставку утилизационного сбора могут планово проиндексировать на 70-85% в части авто-техники и прицепов, а затем каждый год повышать на 10-20% до самого 2030 года. Иначе говоря, к 2030 рост утильсбора может увеличиться вчетверо в сравнении с текущим уровнем. Кроме того, не стоит забывать и про ожидаемое повышение ключевой ставки, влияющей непосредственно на объем автокредитов.

Как утверждает Жигалов, если брать в пример продукцию «АвтоВАЗа», то она за это время вырастет в цене как минимум в два раза. Он считает, что не стоит верить в заявления, согласно которым продукция российского производства не подорожает ввиду получаемой бюджетной субсидии, покрывающей расходы на утильсбор. К примеру, в 2023-м цена на машины отечественной сборки поднялась на 18%, о чем говорят официальные данные Росстата. И все это произошло с учетом повышения утилизационного сбора, который в самом деле компенсировался за счет бюджетных средств, и серьезного снижения курса национальной валюты. То есть фактически иномарки должны были увеличиться в цене куда сильнее, но ценовой рост на них составил 4%. Сегодня, обосновывая повышение сбора, говорят о неконкурентоспособности: Россия не выдерживает соперничество с Китаем на собственном авторынке и до сих пор крайне сильно зависит от зарубежных комплектующих, продолжают расти издержки. Необходимо поднять утильсбор, тогда-то появится возможность тоже взвинтить цены.

Ко всему прочему, уверен эксперт, протекционистские меры могут отпугнуть зарубежных инвесторов, в том числе китайских, от идеи локализоваться на рынке России, тем самым вынудив их «приземлиться». Сегодня весьма открыто заявляют: родные заводы нужно защитить от «китайского» демпинга. И следует помнить, что протекционизм существенно снижает у отечественных брендов мотивацию к конкуренции с иностранными марками.

Сам механизм компенсации утилизационного сбора со стороны государства для российских автоконцернов функционирует довольно-таки нелегко. По факту, они являются не прямыми компенсациями, а промышленными госсубдисидиями, направленными на развитие. Учитывая, какая эта схема сложная и какое плечо возврата денег длинное, становится очевидно, что отечественному автопрому, вопреки всем субсидиям, попросту приходится закладывать сбор в стоимость своих машин и перекладывать траты на потребителей.

Вдобавок, рост цен на импорт мотивирует поднять цены и на российские машины, отмечает Максим Ракитин, будучи автоэкспертом и главным редактором сетевого автомобильного издания quto.ru. Если цены на импортные авто поднимают, то почему бы не поступить аналогичным образом и российским производителям? Исходя из такой логики, Ракитник не отрицает: вероятно, отечественный автомобили тоже вырастут в цене.

Впрочем, находятся эксперты, уверенные в том, что ценники вырастут не так уж сильно, как предвещают и даже пугают другие. Возможно, дилеры решатся на небольшое снижение маржи лишь бы не упустить покупателя. Многое упирается в тот факт, что рядовое авто из Поднебесной на территории России продается с неприличной наценкой: в Китае оно будет стоит в два-три раза дешевле.


Возврат к списку