Объективные новости через призму совести

Госдума допустила закон о маркетплейсах: будет ли урегулирована их деятельность?

5 апреля 2023
Госдума допустила закон о маркетплейсах: будет ли урегулирована их деятельность?

Автор: Виктория Лисунова

В России может появиться закон, регулирующий работу маркетплейсов. Обсуждение нового законопроекта уже началось в Госдуме. Такое нововведение вызвано недавними забастовками сотрудников одной из крупных площадок.

Как сообщил РБК депутат Госдумы, замглавы комитета нижней палаты по экономической политике Михаил Делягин, в России разработают специальный закон, призванный урегулировать работу торговых онлайн-площадок – маркетплейсов. Сообщается, что решение о разработке данного законопроекта было вызвано недавним скандалом, возникшим вокруг маркетплейса Wildberries. В СМИ он уже фигурирует как «Закон Бокальчук», получивший такое название в честь основателя самой крупной торговой онлайн-площадки Wildberries Татьяны Бокальчук.

Скандал, возникший вокруг Wildberries, был вызван новой политикой маркетплейса, согласно которой теперь с владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) за возврат покупателями товара в случае его брака или подмены теперь должен будет взиматься штраф в размере 100% стоимости, хотя обычно штрафы не превышали 20%. Владельцев ПВЗ также лишили возможности оспаривать удержания за возвраты. После этого, владельцы некоторых ПВЗ решили закрыть их для клиентов. Wildberries в свою очередь начал увольнять сотрудников, поддержавших забастовку и в конце концов временно приостановил начисление штрафов за возвраты. Ситуацией заинтересовались в Министерстве труда, а Генеральная прокуратура организовала проверку соблюдения прав сотрудников компании.

Однако юристы уверяют, что с точки зрения буквы закона правы будут предприниматели, выступающие партнерами маркетплейса, нежели сама площадка. Как сообщает старший юрист судебной практики Capital Legal Services Любовь Дорошенко, в том случае, если условия договора владелец ПВЗ считает несправедливыми, а также нарушающими его права и законные интересы, он может обратиться в суд и доказать, что условия об удержании части стоимости товара для него обременительны, вследствие чего его права должны быть восстановлены. «Даже если в договоре-оферте предусмотрено право на одностороннее изменение условий со стороны Wildberries, пострадавшая сторона может через суд признать сам факт изменения договора несостоявшимся. ВС  РФ неоднократно указывал, что любые односторонние права могут использоваться только с учетом принципа разумности и интересов контрагента», — отмечает юрист.

По словам Михаила Делягина, на первоначальном этапе работу маркетплейсов планируют урегулировать поправками в федеральный закон «О занятости населения», который 15 марта уже прошел первое чтение в Госдуме (чтение проходило с учетом ситуации вокруг Wildberries, а ранее мы уже писали о том, какие изменения ожидает рынок труда), а на последующих этапах уже разработают специальный закон о маркетплейсах. Предполагается, что данный закон полностью урегулирует деятельность маркетплейсов и поставит на этом точку.  При этом разрабатывать законопроект будут совместно с представителями маркетплейсов, чтобы заодно учесть интересы бизнеса и не допустить разногласий. На данный момент правоотношения, возникающие между покупателями и продавцами, регулируются Федеральным законом «О защите прав потребителей».

Пик роста популярности торговых онлайн площадок пришелся на весну 2020 года, так как именно тогда началась пандемия Covid-19, которая в корне изменила представление людей о привычной им жизни. Деятельность маркетплейсов стала самым быстрорастущим направлением ритейла не только в России, но и в мире, и до последнего времени оставалась без должного внимания законодателей. Однако регулировать деятельность торговых онлайн-площадок принялись еще до забастовок сотрудников Wildberries. В нашем материале ранее мы уже писали о том, как федеральная антимонопольная служба заинтересовалось работой маркетплейсов и решила законодательно ограничить их «сетевой эффект» и чрезмерное влияние площадок на смежные рынки.

На данный момент, среди маркетплейсов, лидирующих по выручке в России, выделяют уже упомянутый нами ранее Wildberries, Ozon, Lamoda, СберМегаМаркет, AliExpress Россия и Яндекс Маркет. Каждый день тысячи Россиян совершают покупки на этих площадках. По статистике, около 70% россиян минимум раз в месяц приобретают что-то на маркетплейсах, а средний чек при этом составляет сумму от 1 040 до 4 470 рублей.

Читать все материалы