Автор: Миллер Александра
В 2020-м году мир охватила пандемия COVID-19. Все началось с ношения масок и перчаток, введения социальной дистанции, локдауна и завершилось прививочной кампанией. Совсем недавно, в начале этого мая, ВОЗ объявила об официальном окончании пандемии. За три года коронавирус унес жизни минимум 20 млн человек. Тем не менее циркуляция вируса продолжается равным образом как и ревакцинация для групп риска. С какими же побочными эффектами столкнулись те, кто привился еще при первых волнах?
На самом деле большинство ограничений сняли еще год назад, однако санитарной службой по сей день контролируется эпидемиологическая ситуация, ведь вирус мутирует, появляются более заразные штаммы.
Когда стартовала прививочная кампания, общество разделилось на два лагеря. Одни восприняли весьма враждебно данную идею, другие, напротив, уверенно согласились привиться, поскольку речь в прямом смысле шла о жизни и смерти. Информацию о возможных побочных эффектах, среди которых числились головная боль, слабость и боль в мышцах, усталость, повышение температуры, заложенность носа, астения, першение в горле, паническая атака, сыпь и аллергические реакции, никто не скрывал. Впоследствии в инструкцию к вакцине «Спутник V» включили еще фотофобию (светобоязнь) и остеоартрит (болезнь суставов). Но со временем вакцинированные столкнулись и с другими последствиями.
Напомним, что возникновения побочных эффектов от легких до умеренно выраженных нередки и обусловлены ответом иммунной системы.
Впрочем, если в 2021 году было зарегистрировано «побочек» больше, чем годом позже (60,3 тыс. против 61,1 тыс.), то в 2022-м существенно увеличилась доля серьезных реакций (было 37%, а стало 77%). Основную часть сообщений предыдущие два года составили заявления о случаях нежелательной реакции, «потенциально связанных» с вакцинами для профилактики коронавируса. И все же надзорная служба уверяет: все нежелательные реакции и их частота остаются в рамках инструкций по медицинскому применению. Стоит добавить, что в Росздравнадзоре решили не уточнять, о каких именно реакциях идет речь.
Как утверждает руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic Ольги Шуппо, чаще всего пациенты после вакцинации отмечали проблемы со свертываемостью крови, ломкость сосудов, склонность к тромбозам и хроническую усталость. Говорить о связи нежелательных реакций на лекарства с вакцинами против COVID-19 крайне затруднительно, так как до сих пор нет достаточных исследований на этот счет. И об этом некоторые эксперты решили не молчать.
Так, руководитель научной экспертизы фармацевтического фонда Inbio Ventures Илья Ясный не исключает: такие явления просто «проходят мимо» регулятора, потому что в РФ фармаконадзорная практика организована не так хорошо, как, например, «в странах с развитой регуляторной системой». Для «Спутника» – самой востребованной отечественной вакцины – все еще нет никакой информации касаемо долговременной безопасности.
«Это означает, что информация то ли не собирается, то ли скрывается. И то и другое не очень хорошо», – сказал Ясный.
И хотя в декабре 2021-го правительство уже просили открыть данные о вакцинации, этого так и не произошло. Если не брать в расчет результаты клинических испытаний, то единственная доступная статистика по безопасности «Спутника», на которую можно опираться, это данные из Сан-Марино, Аргентины и иных стран. Одним из редких явлений оказался тромбоз, при этом частота тромбозов у «Спутника» ниже, чем у ближайшего аналога – AstraZeneca.
Чрезвычайно важно, чтобы Росздравнадзор оценивал, присутствуют ли среди заявленных эффектов, не указанные в инструкции, приводящие к хроническим заболеваниям. Необходимость в этом также подтверждает и тот факт, что в январе 2022-го ученые Гарвардской медицинской школы провели метаанализ 12 статей и выяснили: 76% сообщаемых нежелательных реакций после введения первой дозы вакцины не были вызваны действием препарата и относились к эффекту ноцебо (так называют отрицательную реакцию на прием средства, которое не имеет реального фармакологического действия).