Автор: Миллер Александра
В начале июня 2023-го года в Госдуме предложили отменить домашнее задание для школьников. Данная тема вызвала весьма бурное обсуждение среди родителей учащихся в образовательных учреждениях. В статье расскажем подробнее об инициативе, а также, что думают о ней депутаты и непосредственно мамы учеников.
В июне текущего года Владислав Даванков, являющийся вице-спикером от партии «Новые люди», призвал к отмене домашнего задания в школах. По его мнению, настало время последовать мировой практике и разгрузить как детей, так и учителей, что пойдет впоследствии и тем, и другим на пользу. Чтобы в свободное время дети занимались полезным делом, предлагается кратно увеличить число кружков по робототехнике, 3D-моделированнию, нейросетям и программированию, которые должны быть в шаговой доступности и обязательно бесплатными.
«ГОЛОС СОВЕСТИ» решил сравнить мнения граждан по данному вопросу, приводя в пример результаты опроса с портала «РИА Новости», комментарии депутатов и опрошенных нашим сотрудником женщин с детьми, некоторые из которых – читательницы издания.
В опросе с открытым доступом приняло участие чуть более 18500 человек. 33,4% респондентов выступили за сокращение объемов заданий на дом, за увеличение – 13,8%. Еще 13,8% согласились, что нужно отменить «домашку», а львиная доля в размере 39,4% заявила о необходимости все оставить, как оно есть на сегодняшний день.
Разумеется, предложение Даванкова эквивалентно идее о срочной отмене ЕГЭ. Иными словами, оно попросту неисполнимо. Однако мысль об упразднении домашнего задания уже обсуждалась на всех уровнях. Тема оказалась настолько резонансной, что министру просвещения Сергею Кравцову пришлось сказать, эта инициатива требует более тщательного рассмотрения. Уже через неделю глава ведомства признался, что не является сторонником «кардинальных или революционных перемен в системе образования». И хотя год назад он говорил о том, что детей следует обезопасить от готового домашнего задания, ведь ребенок не закрепляет получаемый в школе материал из-за готовых ответов либо из-за помощи родителей, в 2023-м Минпросвещения не планирует уменьшать объем домашней работы.
Депутат Нина Останин, продвигающая «семьеведение» как школьный предмет, предложение «окрестила» популистским. Отмену ДЗ не поняли также депутат-энциклопедист Анатолий Вассерман и первый зампред думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин.
Наталья, медсестра и мать 12-летнего мальчика: «Как часто можно услышать в семье вопрос: ты сделал уроки? Многие родители жалуются на домашнее задание, выполнение которого отнимает слишком много времени. Иной раз ребенок приходит со школы и вместо обеда отправляется делать уроки, а сидит за ними и вовсе до глубокой ночи! Школьникам необходимо отдыхать. Иногда кажется, что сами учителя даже не задумывается над тем, как много домашнего задания школьник получает ежедневно. Тем временем дети себя изнуряют, стараясь выполнить всё и желательно качественно. Если потом они за проделанную работу получают лишь оценку «удовлетворительно», то сильно расстраиваются и теряют мотивацию учиться в том же усердном режиме. Я считаю, что освобождение от ДЗ пойдет всем на пользу. Во всяком случае, учащиеся смогут избежать стрессового состояния, в котором они постоянно находятся».
Анна, учитель МОУ СШ и мать 13-летнего школьника: «Я не поддерживаю предложение Даванкова. Мое мнение: если не задавать домашнее задание, дети не будут укладываться в свои 5-6 часов в школе. Домашнее задание помогает закреплять знания, полученные на уроке от учителя. При желании учащиеся используют дополнительную информацию, тем самым расширяя кругозор и познавая окружающий мир. Ко всему прочему, дети за выполненную домашнюю работу (выученное наизусть стихотворение, доклад или сообщение по определённой теме) получают хорошие оценки. Считаю, что это немаловажно, и именно оценки являются для учащегося ведущими стимулами, в которых проявляются сознание нужности, потребность в знаниях, привычка учиться».
Анастасия, выпускница социально-педагогического университета и молодая мать: «Я против отмены домашнего задания. Но я считаю, что оно должно выполняться детьми в школе вместе с учителями, поскольку далеко не все родители имеют педагогический талант и, следовательно, способны доходчиво объяснить ребенку материал. К тому же, учитывая нынешние образовательные программы, помощь родителей можно назвать скорее медвежьей. Я помню, как с некоторыми заданиями мне помогали бабушка и мама. В итоге это выливалось в стресс для всех троих и не всегда оказывалось результативно. Поэтому выполнение ДЗ в стенах школы стало бы наиболее удобным решением как для детей, так и для самих родителей».
Любовь (бухгалтер), у которой дочь училась при советской системе образования, а внучка – уже при современной: «Я сама окончила советскую школу и видела, как за последние десятилетия изменилась система обучения. По сей день я считаю, что образование в СССР было отличное. На уроке учитель объяснял материал, а на дом давали задания исключительно по прошедшей с классом теме. Домашние задания позволяли каждому ученику мыслить, думать и высказывать свои мысли. Раньше урок длился 45 минут, сегодня – 40. Сколько же часов потеряно! А ведь эти пять минут могли бы усовершенствовать школьный интеллект. В СССР дети учились всего 10 классов. По сути, школьная программа была сокращена в сравнении с той, по которой учатся в 21 веке. Также существовал единый стандарт программы. Я уверена: если сейчас что-то и менять в образовании, то постепенно возвращаться к советской системе. Пока я вижу одно: многие школьники едва ли что-то успевают из-за объемов уроков».