Автор: Игорь Тихомиров
Конец 2022 года и начало 2023 запомнятся нам несколькими крупными задержаниями высокопоставленных чиновников Федеральной таможенной службы РФ (ФТС). Вот только в конце 2022 года читаем о задержании начальника управления по противодействию коррупции ФТС Дмитрия Мурашева по делу о получении взятки, как в январе уже узнаем об аресте главы IT-отдела службы Александра Васильева по той же самой причине. Только на этот раз его обвиняли в получении взятки в 25 млн. руб.
Причем, как сообщали «Известия», главного «борца с коррупцией» задержали по показаниям ранее арестованного коллеги - бывшего и.о. главы Северо-Западного управления ФТС Максима Розсыпало.
Не прошло и трех месяцев, и в марте мы опять слышим про взятие с поличным очередных начальников ФТС. При получении взятки в 3,8 млн. рублей арестованы заместитель начальника ЦТУ ФТС Александр Беглов и его подчиненный - начальник специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни Александр Алеев.
Корреспондент «Известий» Дмитрий Вахницкий даже предположил, что «поимка с поличным такого количества обладателей погон с большими звездами в одной службе может говорить о существовании целой системы с возможным покровительством на самом высоком уровне».
Как ранее сообщало издание «CNews», в связи с масштабностью данной проблемы Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ) решило потратить около 96 млн руб. на разработку программного обеспечения, которое будет способствовать выявлению «аномальных действий должностных лиц российской таможни».
Конечно, бдительность наших правоохранительных органов впечатляет, но как быть с последствиями «бурной» деятельности ныне отправленных на «заслуженный отдых» в места не столь отдаленные? И каким образом результат этой самой деятельности может отразиться на экономике нашей страны?
Причем особенно остро проблема выявления представителей «пятой колонны» в рядах российских чиновников стоит в IT-сфере, так как цифровая трансформация системы государственного управления и всех отраслей экономики РФ в наши дни является одной из приоритетных задач, и президент России возлагает большие надежды на ее реализацию в ближайшее время.
Но в то самое время, когда глава государства определил цифровую трансформацию национальной целью развития нашей страны и регулярно на совещаниях требует отчета о результатах исполнения его Указов, ответственные за выполнение этой задачи лица один за другим оказываются на скамье подсудимых за получение взяток в особо крупном размере. Так, в начале 2023 года прогремел большой скандал с выявлением коррупционной составляющей в действиях главы ЦИТТУ ФТС России Дмитрия Васильева, а летом мы уже узнаем о том, что с поличным при попытке получения взятки взят под стражу заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин. Причем в обоих случаях, как сообщали издания, руководители IT-направлений ведомств получали «вознаграждение» за лоббирование интересов определенных коммерческих структур при выборе подрядчика для реализации IT-решений государственного значения. И в данном случае, как Вы понимаете, во главу угла ставились, увы, не профессионализм и понимание задач, сферы деятельности и требований конечных пользователей создаваемого IT-продукта, а совсем иные показатели. Поэтому и результат такой работы не всегда оправдывает ожидания. И не самым положительным образом отражается на представителях малого и среднего бизнеса, особенно, когда экономика нашей страны переживает не самые простые времена. Но посудите сами…
Груз или товар
В связи с уходом многих крупных игроков рынка и нарушением вследствие этого логистических цепочек, жители России могут столкнуться с нехваткой той или иной продукции. Причем речь может идти и о жизненно важных лекарственных средствах. Поэтому правительство нашей страны старается изо всех сил возобновить поставки в том объёме и с той скоростью, которая была раньше. С этой целью разрабатываются и выстраиваются новые схемы взаимодействия и поставок и происходит переориентация рынка с Запада на Восток. Процесс этот не простой, а потому - не быстрый. Но в то время, когда на самом высоком уровне прикладываются все силы для выстраивания новых логистических цепочек с дружественными странами для насыщения рынка товарами, ряд чиновников, которые, видимо, государственные задачи ставят ниже своих местничковых интересов, своими противоправными действиями/бездействиями практически губят всю проделанную работу на корню. А разрабатываемые подзаконные акты, которые должны быть направленны на поддержку всех участников регулируемого процесса, трактуют несколько в ином свете – своем таможенном.
В общем, надо сказать, таможня - это мир особенный. Люди, не имеющие к нему отношения, при виде массива сокращений и формул типа: «ЦБД ЕАИС ТО 2РИ1.2=(81-Кис)/(81-25)*100%» начинают в лучшем случае икать и хвататься за сердце. И понять их нормативные акты тем, чью деятельность они регламентируют, бывает совсем непросто. А в некоторых случаях – практически невозможно.
А некоторые, увы, не совсем добросовестные таможенники этим пользуются, оборачивая, как показывает практика, против участников перевозки даже те цели и задачи, которые были направлены на облегчение их работы.
Так, 13 января 2022 года руководителем Федеральной таможенной службы был подписан Приказ №7, утверждающий ведомственную программу цифровой трансформации Службы.
Огромный документ содержал невообразимое количество деталей и цифр - рассказывал, как будут называться информационные системы, обеспечивающие цифровизацию государственных услуг, указывал число автоматизированных рабочих мест, перечислял сложные формулы расчета доступности информационных систем, устанавливал доли отечественного оборудования, и вроде как должен был работать на благо.
Первой же целью с кодом «1» в документе заявлялись «повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством». Благая цель, что тут скажешь. И даже цену вопроса - более двух миллиардов рублей, вполне можно оправдать.
Далее еще лучше: «снижения издержек государственного управления» и «сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации», а чуть погодя, ну прямо вишенка на торте: «устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольной (надзорной) деятельности».
Выходит, документ за подписью главы ФТС, устанавливающий основы цифровизации таможни, включает в себя снижение издержек бизнеса и устранение избыточной административной нагрузки? Звучит вполне обнадеживающе.
А теперь рассмотрим, как все это работает на самом деле на реальном примере из жизни одного из участников логистической цепочки – склада временного хранения (СВХ), обслуживающего авиагрузы.
После того, как рынок экспресс-перевозок оказался под давлением после введения странного требования всем организациям, осуществляющим функции экспресс-перевозки, иметь свои официально зарегистрированные склады временного хранения (это равносильно закону, обязывающему каждый продающий пиво ларек иметь собственную пивоварню - простите, не удержался), казалось бы, удивляться уже нечему. Крупнейшие выжили, мелкие отмерли, монополизм вырос, транспортные издержки тоже, цены естественно подскочили, но на фоне санкций и кризиса внимание на это никто особо не обратил. Растут себе и растут, подумаешь. Кого этим удивишь?
Но неоднозначные трактовки и недоработка нормативных таможенных актов с одной стороны и «пробелы» цифровых платформ ведомства с другой привели к весьма абсурдным требованиям к содержанию отчетов, подаваемых этими самыми складами временного хранения (СВХ) в эту самую таможню.
Сразу сделаю небольшое отступление: СВХ работает исключительно с грузом: запечатанные контейнеры, ящики и т.д., которые внутри содержат товары грузоотправителя. Причем заглянуть хоть одним глазком и узнать, что содержится внутри этих самых грузовых мест, СВХ никак не может – права такого не имеет. А потому довольствоваться может лишь той информацией, которую сочтет нужным сообщить ему собственник товара.
Таможня же хочет работать только с товаром, и в нюансы нетождественности этих двух понятий вдаваться, видимо, не планирует.
Т.е. поступает из-за границы груз – какие-то штуковины в ящике. И по закону его нужно разместить на СВХ, который отказаться от этой радости опять же не может. С грузом идут документы, в документах написано, что это за груз - допустим, «Flying saucer (в пер. на русс. яз. - Летающая тарелка)».
СВХ обязан направить в таможню отчет о принятии груза. Называется он «ДО-1». При этом СВХ - не полиция, вскрыть ящик и проверить, что там на самом деле лежит – нельзя, прав таких нет. Поэтому в отчет переносятся данные из перевозочных документов. Так и пишут - поступил на наш СВХ груз, какая-то коробка, написано - «Летающая тарелка» - коротко и ясно.
Это само по себе немного глупо (потому что в конечном счете таможня по данным об этом грузе будет работать с грузополучателем, и от него уже непременно получит все необходимые сведения) - все равно что от владельца отеля требовать отчета по цвету нижнего белья его посетителей, но ладно, терпимо. Все привыкли, и попробуйте только оспорить великую пользу отчета «ДО-1» - затопчут, ну или протоколами засыплют. Хотя все равно засыплют, но об этом чуть позже.
А вот дальше - интереснее. После размещения груза на СВХ и подачи им того самого «ДО-1» грузополучатель идет в таможню, и там уже происходит магия общения, проверки документов, и исполнения государственной функции контроля, в ходе которой выясняется, что штуковины в ящике на самом деле - не просто какая-то «Летающая тарелочка», а конкретно «Пепелац», и благополучно разрешает грузу двигаться дальше.
Грузополучатель-то знает, что именно у него в ящике лежит. И документы у него все есть. Он ими делится с таможней. Таможня теперь тоже знает - у нее есть право, данное государством, требовать эти документы. И даже если надо открыть коробочку и посмотреть. Только несчастный СВХ не знает ничего, и прав никаких у него нет. СВХ, получив разрешение, должен груз выдать (а попробуй не выдай - клиент засудит!), после чего обязан быстро подать второй отчет - «ДО-2».
И вот тут - самое интересное. После того как таможня оформила клиента, она формирует уведомление о выпуске, направляя его в СВХ. В уведомлении пишет уже исправленное наименование - «Пепелац». И пусть только попробует СВХ не успеть, не отреагировать, пропустить, допустить информационный сбой, или еще что угодно, и подать «ДО-2» с указанием «Летающая тарелка» - все, возбуждение административного дела. Вот Вам и протокол, а затем и штраф. Вот уж и правда «устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольной (надзорной) деятельности»! Ничего не скажешь!
А этих отчетов - десятки, сотни тысяч, регулярно, а для крупных СВХ счет вообще идет на миллионы. И только попробуй пропусти хоть один!
Ведь в соответствии со ст. 414 ТК ЕАЭС СВХ обязан соблюдать все необходимые условия и выполнять требования, установленные этим самым Кодексом, в отношении вверенных ему на хранение товаров (вот и товар появился, хотя СВХ работает именно с грузом), вести их учет и предоставлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий.
Причем отчеты эти самые в электронном виде можно подавать только через программное обеспечение аффилированных ЦИТТУ ФТС операторов. Про то, каким образом в некоторых случаях и по каким параметрам происходил «тщательный» отбор компаний, разрабатывающих это самое ПО, написано выше. Поэтому и удивляться тому, что в работе этих продуктов периодически происходят сбои, не приходится. А что значит сбои – просто отчеты, которые законопослушный СВХ отправил через это ПО, до таможни не доходят. Вот только ответственность в этом случае лежит всецело и полностью на многострадальном СВХ. Выходит, денюжки за программный продукт плати. Причем не кабы кому, а лишь тем, кому сами же контролеры и скажут, а ответственности никто в случае какой-либо неисправности нести не будет. Вот и получается, что у одних одни права, а у других - сплошные обязанности.
И никого абсолютно не волнует, что при разработке ПО для таможни и участников перевозки «отлично» разбирающиеся во всех тонкостях перевозочного процесса и сопровождающего этот процесс этапа оформления документов сотрудники IT-компаний, победивших в тендере на разработку ПО государственного значения, создали два продукта, противоречащих друг другу. Так, часть окошек в системе СВХ, (созданной аккредитованной ЦИТТУ ФТС компании), не требует обязательного заполнения, так как указанная в них информация не всегда известна складу заранее. В системе же таможенных органов эта информация как раз самая что ни на есть обязательная к заполнению. И вот сотрудник таможенного органа, не имеющий желания вдаваться в подробности расхождений, получив отчет с пустым окошком (так как эта информация в системе СВХ числится не обязательной к заполнению), тут же выписывает протокол за непредоставление информации. И вот Вам штраф! Ну и как Вам такое «снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством»?
Но и это еще не все! Проблема в том, что, несмотря на все «пробелы» в разработанных системных продуктах, в свое время важные таможенные шишки, почесав в затылках, решили Приказ новый издать № 444. И в нем и его Приложениях прописать весь этот сложный механизм по подаче этих самых документов. Ну и других, конечно. А их, если посчитать, не один десяток в общей сложности получится.
А как быть в нашем случае, если этот самый «Пепелац», состоящий, как известно, из двух частей - «цапы» и «гравицапы», прилетел по одной авианакладной несколькими рейсами. И подавались по ней не один «ДО-1», а несколько. А таможня все выпустила сразу без привязки в своем уведомлении к определенному «ДО-1». Какой вес, количество мест, стоимость и код товара в каждом из уточняющих информацию документов указывать. Как все части этой самой «летающей тарелочки» так раскидать, чтобы таможня довольна осталась и на штраф не попасть? А я Вам отвечу - никак. Ведь достоверной информации у СВХ о том, что в этих авиадоставках в какой последовательности прилетело, нет. У него в перевозочных документах указано просто «Летающая тарелка». А то, что в первой партии прилетела «цапа», а во второй и третьей «гравицапа», которая в свою очередь состоит из старых подшипников, постного масла, красивых этикетов и маятниковых часов с извлеченной кукушкой, ему доподлинно не известно.
Лично мне, все это напоминает игры наперсточников, когда из трех вариантов ни один не оказывался правильным. Закрадывается подозрение, что некоторые из тех, кто ранее возглавлял весь этот необъяснимый с точки зрения логики процесс и творческое участие в трактовке таможенных нормативных актов принимал, а сейчас отдыхает на нарах, там – на рынках и вокзалах в лихие 90-ые свой творческий путь и начинал, ловко орудуя руками. А потом и до таможенной службы добрался. Благо быстро его вычислили и из рядов честных и добропорядочных госслужащих прямо на скамью подсудимых отправили.
Также создается впечатление, что этот самый Приказ №444, устанавливающий порядок совершения таможенных операций при перемещении на склад временного хранения, разрабатывался скорее для автомобильных и других видов перевозок, так как, например, при автодоставке партия груза по одному перевозочному документу не может приехать на трех грузовиках. А авиаперевозки уже потом для количества добавили, даже не задумываясь о существенной разнице осуществления процессов доставки автомобильным, водным, ж/д и авиатранспортом. Да и до регулирования авиаперевозок руки у законодателей позже всего доходят. И к расхождениям и несоответствиям в различных регулирующих эту деятельность документах участникам логистических цепочек авиаперевозок не привыкать. Привыкшие они уже ко всему, а посему и эти трудности стойко выдержат.
И пока в серьезных, подписанных руководством ФТС приказах звучит что-то про снижение административной нагрузки на бизнес, в реальной жизни регулярно создаются условия, при которых тебя могут оштрафовать за то, что ты не соблюл языческий ритуал, не повторил таможне информацию, ей уже известную, и которую она же тебе и направила.
Теперь, если Вам говорят, что ФТС - очень загруженный орган, знайте - это чистая правда. Возможно, именно сейчас господин в погонах, вместо оформления Вашей посылки, тщательно проверяет, не забыл ли какой-нибудь СВХ переделать все отчеты, чтобы сообщить ему информацию, которую он сам же этому несчастному СВХ и сообщил, а в некоторых случаях не сообщил. И взять тогда ему информацию совсем негде, но подать все равно следует. Правила такие. Шибко серьезные. И контролируется их выполнение со всей строгостью. Поэтому и удивляться не стоит, что ввиду такой загруженности представителей таможни из аэропортов бесконтрольно до завершения процедуры таможенного контроля вылетают целые самолеты, не успевшие из-за жесткого расписания полетов в аэропорту дождаться проставления заветного штампа на сопроводительных документах. Да и не до авиалайнеров ему – блюстителю порядка – надо проверить, точно ли СВХ повторил всю полученную информацию, или какую запятую пропустил, а может не пропустил, но не в ту графу проставил - тогда штраф. А с самолетами потом разберемся. И им штраф выпишем, аж в половину его стоимости. Глядишь, и план сразу всего отдела на год вперед выполним.
Вообще, тут возникает вопрос законности - вроде как госорганы не должны запрашивать информацию, которая им и без того известна. Но тут мы возвращаемся к началу - к икоте и хватаниям за сердце при виде массива требований таможенного законодательства. Разбираются в нем только те, кто за счет этих знаний живут, а они вряд ли захотят критиковать и что-то менять. И получается на деле, что многострадальный СВХ виноват уж тем, что хочется им кушать.
Беда в том, что таможня, несмотря на декларации о первостепенной важности снижения нагрузок на бизнес, принципиально не хочет заниматься технологическими процессами. Выходит, по какой-то причине им это не надо?
А ведь решение проблемы лежит на поверхности. Достаточно просто высоким умам сообща сказать: «Да, нам тут уже предоставили данные, вот вам разрешение на выпуск товара, просто ответьте, что наше уведомление выполнено, мы уже в курсе ситуации, хорошего дня!», и тем самым снизить транспортные издержки, прямо повлияв на снижение итоговой цены товаров для граждан России.
Но вместо этого люди на зарплате, которая, между прочим, выделяется из государственного бюджета, формируемого в том числе из наших налогов, ищут, не ошибся ли где СВХ с запятой, чтобы поскорее выписать штраф.
И вместо того, чтобы, наконец, не только на бумаге, но и на деле внести свой вклад в достижение стратегических целей и задач нашей страны, видимо, думают лишь как бы еще больше все усложнить и сделать процесс менее прозрачным и понятным.
Казалось бы, все эти высокопоставленные чиновники, сейчас, когда наша страна столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением Запада, должны все силы бросить на преодоление его последствий и защиту интересов нашей страны. Но, видимо, что-то опять пошло не так…
И вот на пути товаров в Россию выстраиваются сотни препятствий, обойти которые бизнесу крайне сложно. И у каждого из них имеется конкретное имя и даже звание. А гениальная задумка главы нашего государства о цифровой трансформации государственных структур и всех отраслей экономики в части перехода на цифровые технологии в таможенных органах, реализация которой должна была облегчить жизнь участников логистической цепочки и ускорить насыщение рынка необходимыми товарами, на деле из-за неграмотного исполнения на местах только усложнила процесс? И в конечном счете привела к удорожанию товаров для конечного покупателя – для нас с Вами?