Автор: Миллер Александра
Западные санкции затронули многие российские отрасли, поставив некоторые из них в чрезвычайно трудное положение. Авиаотрасли попытались подрезать крылья, пророчили каннибализм – когда авиакомпании ввиду отсутствия комплектующих разбирают одни самолеты для поддержки работоспособности других. Однако сегодня отрасль, столкнувшая одной из первых с масштабными ограничениями, продемонстрировала устойчивость к ним.
Больше всего россияне были, конечно, обеспокоены безопасностью перелетов: все-таки работы с авиатехникой осуществляли зарубежные компании, немало комплектующих, двигателей и электроники приезжало из других стран. В случае с запчастями к Airbus и Boeing и вовсе возникал первоочередный вопрос – сертификация. Разумеется, появившиеся летом прошлого года новости о разборке самолетов заставили вновь призадуматься о безопасности дальнейших путешествий российскими авиаперевозчиками.
Тем не менее Межгосударственный авиационный комитет (МАК) репартировал: безопасность полетов в стране в 2022-м оказалось на самом высоком уровне с 2018-го. Эксперты не разделяют позитив МАК и считают, что результат – это случайность. Основываясь на коротком периоде наблюдения, выявить тенденцию невозможно. Однако остается надеяться, что такой успех отрасль будет демонстрировать и впредь.
Во всяком случае, обеспечить уровень безопасности полетов отечественные компании пытаются, несмотря на грозные ограничения со стороны Запада. Еще в ноябре 2022 года «Аэрофлот» анонсировал решение по созданию национального центра для техподдержки российских операторов самолетов Airbus и Boeing. Но пока самолеты из своего парка авиакомпания отправила на техобслуживание в Иран, который не придерживается антироссийских санкций, а также не боится вторичных санкций от США и ЕС.
У Ирана в самом деле колоссальный опыт проведения технического обслуживания, ведь страна тоже уже много лет живет в условиях внешних санкционных ограничений. К тому же, еще летом прошлого года Иран заявил о намерении создать линейку гражданских самолетов собственного производства. И хотя Россия уже обещает через пару лет свои авиалайнеры, от идеи совместного производства авиатехники не отказывается.
Нынешнего парка вполне достаточно для перевозки около 100 млн пассажиров в год. Не стоит забывать и тот факт, что у отечественных перевозчиков преимущественно молодые иномарки, средний возраст парка составляет 11 лет, значит, в теории, еще лет десять эти самолеты могут летать безопасно.
Сейчас запчасти (от крепежных винтов до стартера авиадвигателя Honeywell с ценником в 290 тыс. долл.) все равно привозятся в Россию. С помощью посредников происходит заказ в Европе или США, потом детали едут в ОАЭ или Китай, откуда уже перенаправляются в РФ. Впрочем, с покупкой, казалось бы, проблемных Airbus и Boeing тоже проблем все меньше. Просто зарубежные лайнеры стараются выкупать на вторичном рынке у дружественных стран. По крайне мере, в информационном пространстве появилась новость о том, что уже одна компания договорилась о закупке как минимум 10 самолетов Boeing 737. Теперь подробно прорабатываются вопросы касательно выкупа или лизинга, оформления и поставки лайнеров в страну.
Карта маршрутов тоже постепенно обогащается. Так, с 1 июля «Аэрофлот» запускает полеты на Кубу, из Казани уже можно улететь в Тегеран. С недавних пор россияне могут отправиться в Грузию, где с 15 июня Georgian Airways запускает транзитные рейсы в 5 европейских городов – Милан, Париж, Вену, Ларнаку и Салоники. Ведутся переговоры о возобновлении прямого авиасообщения с Индонезией.
В настоящее время прямыми рейсами можно улететь еще в Азербайджан, Армению, Бахрейн, Беларусь, Венесуэлу, Вьетнам, Индию, Израиль, Египет, Иран, Казахстан, Катар, Кыргызстан, Китай, Кувейт, Мальдивы, Марокко, Шрин-Ланку, Узбекистан, Турцию, Туркменистан, Тунис, Таджикистан, Таиланд, Сербию, ОАЭ и на Сейшельские острова.
В 2023-м россияне летают на отдых за границу на 40% чаше, чем годом ранее. Да и учитывая все вышесказанное, становится очевидно: запланированная изоляция России провалилась, а авиаотрасль (хоть и с потерями) смогла приспособиться к жизни в новых реалиях. Ко всему прочему, правительство рассмотрит вопрос о выделении пяти млрд руб. на обеспечение полетов по стране. О долгосрочных последствиях санкций и их эффективности судить придется спустя пару лет: когда старые самолеты будут вдоволь поэксплуатированы, а РФ представит свои собственные.
Пока от западных ограничительных мер больше страдает экология: прирост выбросов углекислого газа в атмосферу ежедневно растет не менее чем на 2 тыс. т.