Объективные новости через призму совести

Отключение России от авиационного SWIFT: может ли это чем-то грозить?

8 сентября 2023
Отключение России от авиационного SWIFT: может ли это чем-то грозить?

Автор: Виктория Лисунова

Аэропорты по всему миру связаны между собой. Коммуникацию между ними обеспечивает система, которая носит название SITA (Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes) — по-другому ее также называют «авиационным SWIFT». Однако уже в конце сентября 2023 года российские перевозчики могут столкнуться с проблемами организации своих перелетов, все из-за санкций со стороны Запада.

SITA — это швейцарская многонациональная информационная организация, созданная в 1949 году, которая предоставляет телекоммуникационные и IT-услуги в авиационной отрасли. Иными словами эта компания выполняет функцию международного провайдера, обеспечивая коммуникацию между участниками авиарынка по всему миру. Именно благодаря каналам SITA аэропорты и авиаперевозчики обмениваются между собой информацией о рейсах, пассажирах и багаже. У SITA более 2500 клиентов в 200 странах, решения провайдера используют свыше 1000 аэропортов, технологии задействованы на 90% всех международных авиарейсов на Земле.

«Но сейчас по-прежнему есть преимущество SITA в том, что она работает практически во всех аэропортах мира. И авиакомпания для связи с системой регистрации, например, которая установлена в этом аэропорту, может использовать каналы SITA. И если российская авиакомпания летит в иностранный аэропорт или иностранная авиакомпания какая-нибудь летит в российские аэропорты, то в ряде случаев используется сеть для обмена данными между системой авиакомпаний и аэропортами», — подчеркивает Илья Шатилин, главный редактор портала Frequentflyers.ru.

Решение об отключении в конце сентября 2023 года России от SITA вызвано санкционным давлением западных стран в связи с проведением специальной военной операции (СВО) на Украине. О соответствующих мерах со стороны Запада говорилось этой весной, однако большая часть сервисов SITA была отключена еще в течение 2022 года. В Росавиации заявили, что уже с того времени российские авиакомпании и аэропорты постепенно внедряют и успешно используют альтернативные каналы связи других информационных систем, в том числе отечественного производства. В связи с этим отключение от каналов SITA не скажется на работе авиаотрасли.

Однако прекращение работы каналов SITA в нашей стране не исключает возникновение сложностей на первых порах. Прежде всего эти перемены могут затронуть обслуживание иностранных пассажиров в аэропортах России. Дело в том, что заграничным авиакомпаниям и аэропортам придется подключаться к отечественному провайдеру, чтобы получать и передавать корректную информацию о рейсах, пассажирах и багаже. В ином случае отказ иностранных авиакомпаний от перехода на российские альтернативные технологии может вызвать серьезные проблемы, которые, вероятно, повлияют на осуществление перелетов в Россию.

Аналогичные сложности могут возникнуть и у российских авиакомпаний, осуществляющих полеты зарубеж. Решением для авиарынка на данный момент является российский провайдер Astra, входящий в состав комплекса Leonardo PSS разработки компании «Сирена-Трэвел». На сегодняшний день Astra является крупнейшей в России системой регистрации пассажиров и багажа. Программа распространена на территории РФ и за ее пределами, поэтому во многих аэропортах уже знают, что это такое и как с этим работать.

За безопасность осуществления перелетов также переживать не стоит — с уходом SITA на российском рынке появились такие системы, как «Леонардо» и ТАИС: «Компания SITA выполняет много функций, но в основном с ней связываются пилоты для выполнения полетов, они рассчитывают рабочие планы полетов по маршруту для каждого рейса. Раньше мы пользовались этой компанией, но в России мы давно уже перешли на внутренний продукт, на отечественных производителей программного обеспечения, и уже больше года ими пользуемся, летаем без всяких проблем. Таким образом, даже если какая-то компания будет выполнять полеты в Россию и компания SITA не будет давать эти навигационные документы, российские без проблем ее заменят», — говорит вице-президент профсоюза летного состава России и действующий пилот Олег Приходько.

Читать все материалы