Объективные новости через призму совести

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело в Шереметьево делается

27 марта 2023
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело в Шереметьево делается

Автор: Ирина Соломатина

История (НЕ)конкурентной борьбы двух грузовых терминалов в Московкой гавани – Международном аэропорту Шереметьево (МАШ), началась около 8 лет назад, когда решили новые акционеры крупнейшего российского аэропорта всю деятельность в аэропорту к своим рукам прибрать. Так как «по-хорошему» со всеми владельцами предприятий, осуществляющих свою деятельность в Шереметьево, договориться не удалось, а по-хорошему, в их понимании означало: «было ваше, стало наше», пришлось им всеми силами несговорчивых соседей из «своего» аэропорта вытеснять. И построили они «в ответку» несговорчивому конкуренту свой грузовой терминал. Да и не кабы какой, а, по их мнению, самый современный. Оборудование дорогостоящее заграничное закупили и персонал набрали. (Поговаривали, что для выполнения определенных операций также иностранный. Правда, на этот раз – из граждан ближнего зарубежья).

Вот только оборудование немецкое требовало квалификации высокой от работников. А на этакие траты руководство аэропорта идти уже не хотело. И началась «кипучая» деятельность в новом грузовом терминале «Москва Карго» (Северный терминальный комплекс). Да такая, что о ней почти все СМИ с первых дней открытия предприятия писать стали. Ну, а то, что инфоповодом один из крупнейших грузовой коллапс стал, так и что с того? Зато почти во всех Федеральных СМИ изображения нового терминала появились. Правда, с грудами груза, брошенного под открытым небом, но и это не беда. Таким количеством упоминаний в первые же дни открытия не каждый новый проект похвастаться сможет.

Чтобы как-то поддержать свою «дочку» и конкуренту – грузовому терминалу «Шереметьево-Карго» (Южный терминальный комплекс), который ранее обработкой практически всего груза в аэропорту весьма успешно занимался, насолить, было принято решение обслуживание всех рейсов авиакомпании «Аэрофлот» новому терминалу передать. А заодно, как ранее сообщали СМИ, и право «крепостное» на передачу груза, перевозимого на рейсах ведущего российского авиаперевозчика, ввести. С тех самых пор и лишились грузоперевозчики и грузополучатели права выбора своего законного, в каком грузовом терминале их груз обслуживать. Что только не пытались «вынужденные» клиенты сделать: даже к премьер-министру РФ и руководителю Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) за восстановлением своих нарушенных прав обращались. 

Как ранее сообщала «Парламентская газета», более 70 представителей авиационных грузоперевозчиков обратились к главе Правительства РФ и руководителю ФАС с коллективным требованием остановить «монополизацию обработки груза в аэропорту Шереметьево».

Да только переломить ситуацию и восстановить свое КЛИЕНТСКОЕ право выбора грузового оператора им так и не удалось. Да и опасения их понять можно. Ну кому понравится, когда Ваш груз при обслуживании в «Москва Карго» то в негодное состояние приведут, а то бывает и вовсе где-то затеряют. Случается, и под открытым небом зимой прохлаждаться оставят.

Но несмотря на все перипетии и мелкие административные пакости в сторону конкурента направленные, (то пропуска на меньший срок, чем персоналу «Москва Карго», сотрудникам «Шереметьево-Карго» выдадут, то и вовсе безосновательно изымут), работа по наземной обработке груза в аэропорту шла своим чередом. Южный терминальный комплекс регулярно развивался и инновационные технологические решения в производственные процессы внедрял, благодаря чему время обработки груза сокращалось, клиенты всегда были уверены в его сохранности и безопасности, а поэтому их количество ежегодно увеличивалось. Да и второй грузовой терминал «Москва Карго» в это время занятия всегда находил – надо было проблемы свои из-за регулярных грузовых коллапсов как-то решать и оставшихся клиентов удерживать.

Но груза в аэропорту на всех хватало, и постепенно два конкурента смогли как-то ужиться. Да и АО «Шереметьево-Карго» к проискам конкурента всегда готово было и благодаря разработанной IT-службой компании системе объективного ТЕЛЕ-контроля достойно от них отбиваться уже научилось.

Но 2022 год стал непростым испытанием для российской авиаотрасли. Из-за санкционного давления западных стран и отмены рейсов количество груза резко сократилось. И началась борьба за него в Международном аэропорту Шереметьево, как говорится, не на жизнь, а на смерть.

Тут уж, видимо, аэропорту все ресурсы административные задействовать пришлось. И как ранее сообщали «Известия», стал МАШ с регулярным постоянством авиакомпаниям, обслуживающимся в «Шереметьево-Карго», в слотах на взлет-посадку отказывать (причем, в случае согласия в «Москва Карго» обслуживаться слоты сразу находились), а места стоянок авиалайнеров в Северном терминальном комплексе (поближе к своей «дочке») выдавать. Тут и «крепостное» право на отказ в передаче груза на обработку в «Шереметьево-Карго» (по запросу от клиентов и авиакомпаний) распространяться стало уже и на другие авиакомпании, а не только в отношении «Аэрофлота» действовало. И пришлось много сил сотрудникам грузового оператора тратить, чтобы этот самый груз из «цепких лап» «Москва Карго» вырывать. А в качестве вишенки на торте, стал грузовой терминал «Москва Карго» от лица материнской организации авиаперевозчикам, базирующимся в аэропорту Шереметьево, более выгодные условия по предоставлению аэропортовых услуг предлагать. Но, конечно, только при условии заключения с вышеназванной организацией договора на хэндлинговое обслуживание грузов и почты на рейсах авиакомпаний.

В связи с регулярным нарушением главным оператором аэропорта и его «дочкой» антимонопольного законодательства АО «Шереметьево-Карго» в начале мая было вынуждено заявления в Генеральную прокуратуру РФ и ФАС подать. Дело это оказалось не простое –крупнейший аэропорт России за нарушение законов о конкуренции к ответу призвать. Но, как говорится, вода камень точит. Вот и благодаря самоотверженным стараниям и юридической подкованности руководства и персонала АО «Шереметьево-Карго» ФАС выдала предупреждение МАШ в связи с тем, что главный оператор аэропорта систематически создает дискриминационные условия доступа к объектам инфраструктуры.

Надо сказать, что сил и терпения АО «Шереметьево-Карго» не занимать – только спустя три месяца после подачи заявлений о предполагаемом нарушении главным оператором аэропорта Шереметьево закона о конкуренции и систематическом создании дискриминационных условий доступа к объектам инфраструктуры ФАС (после того, как Генеральная Прокуратура дело на контроль поставила), наконец, усмотрела в действиях МАШ признаки нарушения Закона о защите конкуренции (п.8 ч.1 ст.10 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»). И вот на сайте ведомства (на удивление аэропорта) вдруг пресс-релиз появился. В размещенном 19 августа 2022 года на официальном сайте службы документе, в качестве нарушения было названо размещение на длительную стоянку воздушных судов на территории перрона, рулежных и магистральных дорожек рядом с грузовым терминалом «Шереметьево-Карго».

(Правда, по неизвестной причине ФАС приняла во внимание из всей представленной и подтвержденной документально информации только ту, которая касалась не предоставления авиакомпаниям – клиентам «Шереметьево-Карго», стоянок для размещения и обслуживания авиалайнеров в Южном терминальном комплексе. Но и на том спасибо!)

Так как в этом случае авиакомпании, обсуживающиеся в «Шереметьево-Карго», не могут использовать места стоянок для обслуживания самолетов вблизи терминала, своими действиями МАШ фактически искусственно создает препятствия в работе конкурента своего дочернего предприятия и вынуждает авиаперевозчиков заключать договоры со своей «дочкой» - «Москва Карго».

Также в пресс-релизе сообщалось о выдаче аэропорту предупреждения «о недопустимости указанных действий и необходимости принятия мер по устранению признаков нарушения антимонопольного законодательства в срок не более одного месяца, по истечении которого ФАС вправе возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Но руководство аэропорта «не лыком шито», и так просто его, конечно, не напугать. Поэтому, месячный срок, отведенный на устранение нарушений, истек, а все Предупреждения службы аэропорт просто проигнорировал и продолжил себе жить-поживать, да добра наживать.

Правда, и конкурент сложа руки сидеть не стал, и вопрос «по-свойски» замять не вышло. По решению ФАС дело о нарушении закона о конкуренции было возбуждено. И даже заседание в начале февраля первое уже состоялось. А ко второму пришлось аэропорту свои действия как-то обосновывать и документы, подтверждающие свою открытость и дружелюбие по отношению к конкуренту, выискивать и в службу отправлять.

Тут и остроумием, и находчивостью во всей своей красе представители аэропорта блеснуть смогли. Ну, посудите сами. Оказывается, с выделением мест стоянок для спецтехники АО «Шереметьево-Карго» проблем никаких не существует - все в полном порядке с местами. И в Южном терминальном комплексе грузовому терминалу для размещения спецтехники мест предоставлено предостаточно. Вот только самолеты (благодаря стараниям МАШ) обслуживать приходится в Северном терминальном комплексе, где, несмотря на все уверения аэропорта, мест для размещения средств перронного обслуживания и спецтехники, необходимых конкуренту для выполнения работы, практически нет, а те, на которые ссылаются предстатели аэропорта, имеют другое назначение. Но эту «незначительную» подробность аэропорт уточнять не стал. Решил, видимо, не грузить сотрудников ФАС лишней информацией.

С контролем состояния дорожного покрытия аэродрома оказывается дела в Шереметьево также обстоят очень неплохо. И нарушений государственными контролирующими органами в течение проведения проверок выявлено не было. Правда, и на этот раз аэропорт забыл уточнить, о каких проверках вообще шла речь, и что конкретно надзорные органы проверяли. А техника дорогостоящая «Шереметьево-Карго» регулярно требует ремонта по неизвестным причинам. И покрытие колес дымится и стирается вовсе не из-за ям и трещин, которыми щедро покрыта Восточная объездная дорога, по которой ежедневно приходится персоналу грузового терминала эту самую технику для обслуживания авиалайнеров в Северный терминальный комплекс гонять.

Ну, а если и присутствуют незначительные повреждения покрытия (по приблизительным подсчетам около 70% дороги имеют повреждения), так на безопасности полетов это никак не отражается. И в годовой заявке на ремонт проезжей части может даже и отразится что-то. А там и ремонт не за горами.

Да и в оперативности МАШ, конечно, не откажешь. А посему, со всей своей искренностью, аэропорт сообщил ФАС, что все заявления и регулярные письма «Шереметьево-Карго» относительно состояния дорог в аэропорту фиксируются и «своевременно» в работу берутся. Шутка ли, в столь кротчайшие сроки организовать ремонт Восточной объездной дороги: устранение дефектов, выявленных в мае и в октябре 2022 года намечено на апрель 2023 года. Видимо, такой же «своевременный» срок исполнения ждет и письмо АО «Шереметьево-Карго», отправленное в конце марта 2022 года о неудовлетворительном состоянии проезжей части дороги, в ответ на которое грузовому терминалу сообщили, что устранение выявленных дефектов включено в план работ. Да и вообще представители МАШ не понимают, из-за чего такой переполох поднялся и куда торопиться, так как эти самые дефекты никак не влияют на безопасность полетов.

Так-то оно так, вот только благодаря этим самым дефектам техника дорогущая все время страдает. Причем, ездить по этой самой объездной дороге она вынуждена вовсе не по прихоти ее владельцев, а по причине выдачи аэропортом мест стоянок для обслуживания авиарейсов авиакомпаний, обслуживающихся в «Шереметьево-Карго», за тридевять земель от терминала. А может в отказах материнской организации и нет никакого злого умысла в отношении конкурента? А просто хочет МАШ дружеские отношение между терминалами наладить. Или чтоб «дитятя» опыта у соседей поднабрался? Сколько можно за его работу краснеть и отдуваться. Вот и приглашает так ненавязчиво, чисто по-соседски, сотрудников «Шереметьев-Карго» в гости.

Надо сказать, что Южный терминальный комплекс, по мнению руководства аэропорта, ведет себя совсем не по-соседски. И на регулярной основе отказывается от приглашений. А вместо бесполезных дружеских посиделок все время норовит конкретные решения свои предложить. Причем даже за собственный счет их внедрять собирается. Ну кому такая активность понравится. Вот и вынужден аэропорт регулярно слишком деятельного соседа «на место ставить» и объяснять, что и без инновационных технологий с безопасностью у него полный порядок. И этому огромное количество доказательств имеется: то пассажиры по взлетной полосе бегают, то оружие на борт проносят, а то на автомобиле посторонние лица на перроне круги нарезают – гонки «Формулы-1» устраивают. Ну и зачем при таком «высоком» уровне обеспечения безопасности свой авторитет хозяина под угрозу ставить и конкуренту уподобляться – цифровым развитием Московского авиаузла заниматься?

Так произошло и с предложениями по модернизации контрольно пропускных пунктов (КПП №11 и КПП №12). В связи с низкой эффективностью работы КПП №11 и КПП №12 грузовой терминал обратился к руководству аэропорта с предложением за собственные средства провести их модернизацию. Но даже несмотря на то, что это решение позволило бы за счет автоматизации функционала и внедрения в производственные процессы информационных систем уменьшить количество персонала и свести к минимуму человеческий фактор, и тем самым повысить уровень безопасности, ответ был все тот же. Для руководства аэропорта в век высоких технологий гораздо лучше безопасность обеспечивать на пропускных пунктах по старинке с помощью «зеркала», просматривая с его помощью дно проезжающих автомобилей, вместо того чтобы установкой современных видеокамер заниматься, и к помощи «соседа» прибегать, регулярно предлагающего внедрить свои разработки в аэропорту.

Вот и выходит, что аэропорт на самом деле к соседу со всей открытостью и теплотой относится: и в гости регулярно приглашает, и работой старается не загружать, а сам готов все заботы по обслуживанию грузов на свои плечи взвалить и клиентов по «доброте душевной» своими силами обслуживать. А "несговорчивый сосед" в ответ вместо благодарности не только своим развитием занимается, но и аэропорт к этому «неблагодарному» занятию призывает. Да еще и за работу борется, и качество услуг все время повышает. И нет, чтобы тихо смирится со своей участью и в сторону отползти, еще и с заявлениями в надзорные органы обращается и на справедливое расследование надеется. Вот уж и, правда, сложно с писателем французским не согласится: «нет в мире совершенства», пока под боком такие трудолюбивые и законопослушные конкуренты свою работу выполняют и доверие клиентов высоким качеством услуг завоевывают.

Вот и приходится руководству аэропорта мозговым штурмом регулярно заниматься и новые все более «гениальные» идеи разрабатывать.

Одна из таких новоиспеченных идей легла в основу «Технологической карты», регламентирующей так называемый «Временный порядок дополнительного досмотра грузовых и почтовых отправлений, перемещаемых через КПП №2 и КПП №11».

Надо сказать, что сей документ заслуживает отдельного внимания, так как описанная в нем технология досмотра идет в разрез с существующими нормами российского и международного законодательства. Также, конечно, не из злого умысла, а по недомыслию – заработались, видимо, ребята, создатели Технологической карты поставили под сомнение компетентность государственных надзорных органов, выдавших АО «Шереметьево-Карго» все Лицензии и Сертификаты, необходимые для обеспечения авиационной и транспортной безопасности. Да и с Федеральным законом «О транспортной безопасности», регламентирующим порядок проведения дополнительного досмотра, ознакомиться в силу сильной занятости ребята просто не успели. Так как в соответствии с ч.4 ст. 12.2 №16-ФЗ мероприятия по проведению дополнительного досмотра и повторному досмотру в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся с целью распознавания предметов и веществ, запрещенных или имеющих ограниченный статус для их перемещения в зону транспортной безопасности и обнаруженных в ходе досмотра и (или) повторного досмотра, а вовсе не по личному решению инспектора аффилированной с аэропортом организации АО «Шереметьево Безопасность». Эта же причина для проведения дополнительного досмотра указана и в п.6 «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», между прочим, утвержденных приказом Минтранса.

Также авторы Технологической карты, видимо, усомнились в компетенции таможенной службы, а также уверены в ничтожности Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, раз решили просто-напросто исключить таможенный контроль товаров, вывозимых с таможенной территории Союза и находящихся под таможенным контролем. Вот уж и впрямь интересно, как к такому решению отнесется господин Давыдов – ВРИО Руководителя Таможенной службы России?

Ведь Технологическая карта никоим образом не предусматривает осуществление таможенного контроля при проведении дополнительного досмотра, а следовательно, раскомплектации груза, равно как и получение разрешения от таможенных органов на проведения данных телодвижений.

Также, видимо, позиционируя себя хозяевами положения, «законопослушные» авторы Технологической схемы решили просто опустить столь незначительную подробность, что обработка вылетающего груза может проводиться только в зоне транспортной безопасности аккредитованной по всем правилам организацией. Или «бдительность» руководства аэропорта настолько превзошла все ожидания, что и внесение АО «Шереметьево-Карго» в реестр аккредитованных подразделений транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта, а также наличие регистрации грузового оператора (RA3) по стандарту ЕС, подтверждающее право терминала обеспечивать авиационную безопасность, для них не являются аргументом.

С другой стороны, как еще можно объяснить желание руководства МАШ наделить сотрудников своего дочернего предприятия «Шереметьево Безопасность» правом без ЗАКОННЫХ на то оснований вскрывать подготовленный по всем правилам и прошедший таможенный контроль груз на КПП, выборочно повторно прогонять часть коробок через рентгеновские установки, а затем повторно отправлять его в грузовой терминал для повторного прохождения всех необходимых процедур? (Причем данную схему можно повторять бесконечно). Думаю, ни у кого не возникнет сомнений, что предлагаемый порядок значительно увеличит расходы грузового оператора и время обработки груза, тем самым поставив предприятие в весьма невыгодное положения перед авиакомпаниями, доверившими оператору в соответствии с заключенными договорами обработку их груза и обеспечение транспортной и авиационной безопасности.

Также очевидно, что увеличение расходов предприятия, связанное с повторным необоснованным проведением ранее выполненных операций и усложнением логистической цепочки в целом, неминуемо приведет к удорожанию на четверть услуг грузового терминала. И в конечном счете отразится на конечной стоимости товаров. Выходит, в своем желании усложнить жизнь конкурента руководство аэропорта готово идти в разрез с поставленными нашим Правительством целями по развитию и поддержке Бизнеса. И вместо того, чтобы способствовать развитию экономики страны и создавать благоприятную среду для выстраивания новых логистических цепочек в сложное для России время, авторы Технологической схемы могут сыграть на руку Западу, пытающемуся с помощью санкционного давления заставить частный бизнес уйти с российского рынка.

Так какую же реальную цель преследуют разработчики Технологической схемы, пытаясь инициировать нарушение годами отработанной и нормативными актами регламентируемой процедуры обработки груза, предлагая НЕЗАКОННОЕ проведение дополнительного досмотра? Вопрос на сегодняшний день остается открытым…


Читать все материалы