Объективные новости через призму совести

Как бизнес обходит санкции?

23 января 2023
Как бизнес обходит санкции?

Автор: Миллер Александра

На фоне спецоперации на Украине многие зарубежные компании приняли решение о прекращении деятельности на территории РФ и впоследствии покинули рынок. России пришлось искать замену товарам ушедших компаний, но вскоре  отечественный бизнес смог найти пути решения этой проблемы, чтобы в стране вновь появились уже знакомые продукты.

Так, недавно в продаже на маркетплейсах стали доступны «бессрочные лицензии» на иностранное программное обеспечение (ПО). Например, пиратские версии софта Photoshop и AutoCAD. Конечно, платформы сразу уточнили, что за легальность программ отвечают продавцы, а при возникновении претензий со стороны правообладателей объявления удалят. Напомним, что разработчики официально сообщили об уходе из РФ еще в марте прошлого года.

Так, бессрочная лицензия на Autodesk AutCAD 2022 обойдется в 2,5 тыс. руб, набор программ Adobe Master Collection 2022 (включающая 23 программы Adobe: Photoshop, After Effects, Premiere Pro и другие) – в 5 тыс. руб. Согласно описанию товаров, продавцы присылают покупателям флеш-накопители с инструкцией для активации софта. Такие объявления можно встретить на Ozon, Wildberries и «Авито».

Как рассказал один из продавцов, компания, в которой он числится, зарегистрирована в Латвии. В связи с этим у него имеется возможность купить корпоративную лицензию на софт Autodesk. По его словам, за 1 тыс. руб покупателю выдается доступ для скачивания копии ПО из-под корпоративного аккаунта продавца.

Эксперты считают, что на данный момент борьба с пиратскими версиями, проникшими в РФ, для западных поставщиков не слишком уж осмысленна, однако вскоре они могут отыскать способ вернуться на рынок с помощью сублицензирования.

Впрочем, это далеко не первый случай, когда средства массовой информации писали об обнаружении некоторого контрафакта на маркетплейсах. И хотя в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) говорят, что доля подделок на платформах электронной коммерции менее 0,1% по всем позициям, аналитики рынка утверждают обратное.

Петр Марков, основатель системы аналитики маркетплейсов «Анабар», рассказал, что продавцов блокируют, когда наберется огромное количество негативных отзывов. По сути, каждый может завести на склад маркетплейса товар, загрузить в карточку фото изделия известной марки и выдать контрафакт за оригинал. Чаще всего подделками оказываются игрушки для детей, одежда и обувь, мелкая потребительская электроника (наушники и зарядки), различные аксессуары, бытовая химия и парфюмерия.

Следует сказать, что 1 марта 2023 года платформы обяжут выполнять все требования к обороту товаров на маркетплейсах и нести ответственность за реализацию контрафакта или продукции без маркировки.

После того, как санкции напрямую затронули отечественный авторынок, особо предприимчивые россияне стали перегонять машины из соседних стран в Россию на продажу. К примеру, в Казахстане машины, предназначенные на отправку, оформляли на юрлиц, чтобы снизить расходы. Дело в том, что для юрлиц налоговые ставки ниже, чем для физлиц. Затем на авто оформляли СБКТС, и собственником указывали уже физлицо. После чего автомобиль отправлялся в Россию, где утильсбор составлял менее 20 тыс. руб., так как собственником было указано физлицо.

Обычно цены снижали в два раза. Некоторым встречались отдельные случаи, когда люксовые модели в Казахстане имели цену в пять-шесть раз ниже положенной. Так, Mercedes-Benz Maybach, цена которого в Европе около €230 тыс, мог быть ввезен за $40 тыс. Toyota Highlander стоимостью $44 тыс. оформляли по цене $20 тыс. Впрочем, о схеме достаточно быстро узнали. Механизмы растаможки и регистрации в ГИБДД ужесточили, и схема фактически прекратила свое существование.

Также встречались на «Авито» объявления о продаже одежды ушедших из России брендов. Продавцы пытались продавать россиянам через социальные сети одежду иностранных компаний, привозя ее из стран ближнего зарубежья или по индивидуальному заказу покупателя. Тем не менее уже совсем скоро испанская компания Inditex (Zara, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius, Massimo Dutti) может вернуться на российский рынок, и люди вновь отправятся за покупками в ТЦ.

Читать все материалы