Автор: Виктория Лисунова
За последний год стоимость различных товаров и услуг в нашей стране значительно выросла. Подорожало для россиян и пользование сервисами по заказу такси, которые раньше граждане использовали для своего регулярного передвижения по городу, но теперь для многих из них это стало более чем невыгодно. Более того, тарифы на такси в России еще не достигли своего максимума — услуги перевозок так и продолжают неуклонно расти.
Жители многих городов заметили существенный рост цен за поездки на такси, при этом высокая стоимость держится не только в часы пик, но и в течении всего дня она также не снижается. Для пользователей агрегатов стало уже практически невыполнимой задачей вызвать машину по адекватному ценнику, по которому они привыкли совершать поездки ранее. По данным аналитиков «Чек Индекса», средний чек на такси в России с 1 по 7 сентября составил 451 руб., что на 6% выше уровня прошлого года и на 5% — уровня июля. В Москве средняя стоимость такси выросла на 14%, до 785 руб. Кроме этого глава Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова также прогнозировала, что услуги такси в 2024 году станут дороже еще на 7-10%.
«Следующий год у нас выборный, экономическая ситуация пока непредсказуема. Но можно спрогнозировать, что в течение года перевозки подорожают на уровень инфляции. Это примерно 7–10% к уровням сегодняшних тарифов», — заявила глава Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
В пресс-службе сервиса «Яндекс.Такси» выделили три ключевых причины подорожания. Во-первых, это драматический рост цен на автомобили и их обслуживание. В связи с инфляцией, нестабильным курсом валюты увеличился в стоимости бензин, запчасти, которые еще стало не так просто достать, кроме этого дороже стало обходиться и страхование. Не последнюю роль в этом вопросе сыграли и санкции против России, введенные многими странами в связи с конфликтом на Украине. С начала СВО на российском рынке уменьшилось количество предложений автомобилей на рынке, что привело к росту цен на них. Новые автомобили в свою очередь требуются для обновления таксопарков.
«Подорожание поездок связано, прежде всего, с дефицитом автомобилей в легковом такси, такая проблема наблюдается во всех таксопарках России. В Москве, например, полтора года назад был самый молодой парк на Евразийском континенте легковых такси, тогда средний возраст легковых машин был менее трех лет, на данный момент это уже четыре года. Сейчас по объективным причинам у нас выбывают в основном те такси, которые перевозили пассажиров в классе эконом, их просто нечем заменить. Соответственно, цена на тариф эконом в Москве сейчас фактически сравнялась со стоимостью комфорта, где перевозят более дорогие машины», — подчеркивал руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси (МЕФТ) Станислав Швагерус.
Во-вторых, это нехватка водителей, которые переходят на другие, более прибыльные работы. Если услуги такси вырастают, то это совсем не значит, что вырастают и зарплаты водителей. В свою очередь водители — они тоже люди, которым нужны деньги на жизнь, а буквально все вокруг, включая продукты питания, одежду, коммунальные услуги, подорожало. Дело в том, что при низкой стоимости поездки водители получают копейки, к тому же сервисами с них еще взымается обязательная комиссия. Стоит подчеркнуть, что раньше именно на «подработчиков» приходилось до 80% всех перевозчиков в регионах, они помогали снизить пиковые нагрузки, не позволяя агрегаторам такси задирать ценник больше, чем на 20-30%.
В-третьих, возросшие требования к таксистам, которые предъявляет новый закон о такси: по нашим данным, часть водителей еще в процессе получения необходимых документов и подготовки к нововведениям. С 1 сентября 2023, чтобы иметь право перевозить пассажиров, водителю требуется получить разрешение на работу. Ему следует предоставить медицинскую справку об отсутствии противопоказаний к управлению автомобилем и права категории В, иметь стаж не менее трех лет, а также справку об отсутствии судимости и выписку из реестра такси. Кроме того, кто собирается работать в такси, должен будет выбрать для себя вариант оформления — заключить трудовой договор и работать по найму, зарегистрировать ИП, стать самозанятым. Оказалось, что далеко не все водители разделяют эти требования.