Немало изменений претерпела система образования после того, как началась специальная военная операция на Украине: появилось историческое просвещение с первого класса, курс «Россия – моя история» для учеников старших классов, образование перестало быть «услугой», ввели новый формат классного часа в школах и колледжах – «Разговоры о важном». Еще, например, в этом году выпускники, которые сдавали ЕГЭ, ответили верно на вопрос о СВО и вхождении ЛНР в состав РФ. Тем не менее все эти нововведения оказались не последними.
О том, что Россия хочет наращивать научно-образовательное сотрудничество с Ираном и африканскими странами, стало известно еще в конце 2023-го. Тогда Пейман Салехи, будучи замминистром науки, исследований и технологий Ирана, даже заявил, что страна готова уделить внимание созданию совместного с РФ научного сообщества и выделению стипендии российским студентам. Михаил Гордин, являющийся ректором МГУ им. Баумана, в свою очередь, смог похвастаться активной работой вуза с учеными из Ирана. Позже Александр Новак, российский вице-премьер, и вовсе предложил обмениваться школьными группами, чтобы изучать культуру и историю двух стран.
Теперь Минпросвещение РФ решило «обратить свой взгляд» на образовательную программу и внести изменения в преподавание географии для учащихся 5-11 классов в 2024-2025 учебном году. Прошедший обновление документ «Единое содержание общего образования» опубликовали на ведомственном сайте, с которым ознакомились «Важные истории».
Школьники начнут изучать не только особенности экономико-географического положения и природных ресурсов, но и население, и даже хозяйства Ирана. При этом из методического письма, адресованного преподавателям, следует, что Иран считается «стратегическим партерном» России. Добавим, что до этого в теме «Зарубежная Азия» были лишь Индия, Китай и Япония.
На этом изменения не закончились. Отныне в рамках школьной программы ученики будут изучать «последствия колониализма в африканской экономике», где РФ сегодня пытается увеличивать свое влияние. Согласно методическим рекомендациям, весьма важно сфокусировать внимание учеников на последствиях от колониализма, из-за которого впоследствии региону пришлось столкнуться со многими экономическими и социальными проблемами. Школьники узнают о жизни и экономике Алжира, ЮАР, Египта и Нигерии.
Кроме того, во время уроков географии ученикам будут преподавать такую тему, как «Теоретические основы геополитики как науки». Стоит уточнить, что педагогам придется излагать данную тему, опираясь на «национально-государственные интересы», и не забыть актуализировать информацию через материалы СМИ. Напомним, в СССР геополитику признали лженаукой. Находятся среди современных ученых и те, кто не изменяет этой позиции.
В обновленном документе Минпросвещения есть и другие рекомендации для преподавателей географии. Например, предлагается прибегать в ходе образовательного процесса к списку «Наши Герои», где упомянуты госдеятели, крупные российские ученые и иные выдающиеся лица. К ним в школьной программе сегодня причисляют Дарью Дугину, убитую в августе 2022, хоккеиста Александра Овечкина, участника СВО Владимира Жога и военного деятеля ДНР Арсен Павлов.