Автор: Миллер Александра
После начала спецоперации на Украине в отношении России было введено девять пакетов санкций, в то время как Еврокомиссия уже анонсировала десятый. Вследствие ограничений вскоре также вступит в силу запрет ЕС на импорт российских нефтепродуктов. В данной статье расскажем о текущей ситуации и судьбе российской нефти.
Когда западные страны установили потолок цен на нефть из РФ, то многие говорили о том, что это не повлияет на федеральный бюджет. Вводить ограничения на закупку отечественной нефти не стали ввиду риска взлета цен и удара по тем, кто учредил эти самые потолки. В итоге стоимость основного российского экспортного сорта Urals скатилась до $44 за баррель, что, между прочим, ниже допустимых ограничений в $60. Так, спред между Brent и Urals вырос до 43%, став, по сути, антирекордом.
Тем не менее из-за отказ от торгового взаимодействия страдают обе стороны. Европе приходится закупать ресурсы и параллельно искать новых поставщиков, а России – находить партнеров для замены европейских потребителей. Следует сказать, что такие на первый взгляд резкие санкционные выпады Европы на самом деле являются выверенными шагами. Речь идет о потолке цен в $60, благодаря которому российские нефтяные компании все еще могут поставлять нефть в страны с минимальной прибылью и обеспечивать Европу дешевой нефтью по сравнению с иными продавцами.
В текущей ситуации рациональным решением могло бы стать ограничение предложения на мировом рынке для снижения цены. Но Россия идет в другом направлении: на Балтийском и Черном морях, на Дальнем Востоке отправки растут. Как пишет Insights Global, запасы топлива в ЕС достигли прошлогоднего максимума, а импорт дизельного топлива «разогнался» до 770 тыс. баррелей в сутки в преддверии 5 февраля, когда начинают действовать эмбарго на поставку и потолок цен на нефтепродукты.
Пока подобная санкционная игра идет лишь в урон обеим сторонам, которые пытаются глотнуть побольше кислорода. Одни изо всех запасаются ресурсом, другие – зарабатывают, прежде чем тот самый «кислород» окончательно не перекроют. Конечно, самым худшим вариантом для ЕС станет перманентный запрет правительства России на поставки нефти из страны по серым схемам. Так или иначе, это ударит и по российскому карману.
Во всяком случае, РФ придется уделить особое внимание договоренностям с азиатскими партнерами на будущие поставки, но по условиям гораздо лучше тех, что были приняты странами «золотого миллиарда». Нефтяные компании будут вынуждены тщательно проработать «новое» сотрудничество, ведь везти товар в Азию в разы дороже и дольше.
Согласно аналитическому отчету SberCIB Investment Research, потолок цен на нефть, поставляемую морем, могут быть снижены до $50 за баррель уже в середине апреля. Как пояснил представитель Сбербанка, такие расчеты аналитики сделали, основываясь на «средней цене российской нефти, взвешенной по объемам на базисах портов РФ с 5 декабря 2022 г., сниженной на 5%».
И все-таки самое интересное заключается в том, что в 2022 году, вопреки многочисленным прогнозам, добыча и экспорт нефти выросли. Если в Китае продолжится отказ от локдаунов, и будет стимулироваться рост нефтепереработки (при этом незабываем про потребность Европы в готовом топливе после 5 февраля), то спрос на допобъемы нефти из России в АТР может увеличиться. Следовательно, это потенциально скомпенсирует часть потерь, связанную со снижением цен на отечественную нефть.
Reuters написал, ссылаясь на высокопоставленный российский источник, что западные санкции снизят уровень экспорта, а значит, и производство нефтепродуктов тоже. По словам собеседника агентства, в 2023 году медианный прогноз предполагает спад объемов на 15%. Что ни говори, а Китай и Индия будут увеличивать закупки нефти из России, у которой из амбициозных конкурентов останется США, но тут как раз может сыграть на руку РФ дисконт родной нефти. Тем более сейчас американским производителям проще продавать нефть в Европе, чем биться за азиатских покупателей и предлагать при этом дополнительные скидки. Иными словами, отечественные компании ждет путь на Восток и серьезная подготовка к выходу на новый рынок.