Автор: Миллер Александра
На самом деле об импортозамещении писали еще в 2014-2015, когда к России присоединился Крым, а Запад «развернул свое главное оружие» – санкции. Тогда россияне рапортовали, что они не переживают из-за возможного сокращения поставок из западных стран. С тех пор прошло немало времени, произошли различные события, а полки все никак не ломились от товаров отечественного производства. В 2022-м началась СВО на Украине, и новые ограничения уже куда серьезнее изменили привычный образ жизни ее граждан. Многие зарубежные компании покинули рынок. Но насколько успешно удалось импортозаместить исчезнувшую продукцию?
К началу 2024 сообщалось: порядка 80% компаний Запада решили сохранить бизнес в РФ. По словам главы Минпромторга и ныне занимающего пост первого заместителя председателя правительства Мантурова, из 500 европейских компаний ушли около 100, из 350 американских – только 66.
Важно сказать, что в 1999-м доля иностранных поставок составляла 26% ВВП, тогда как в прошлом году она снизилась до 19%. Однако, согласно поставленной Путиным задаче, к 2030-му этот уровень должен упасть до 17%.
Исходя из опроса OMD OM Group, 81% респондентов выразили уверенность в том, что российские компании найдут мощности для замещения импорта в производстве напитков и продуктов, 76% – предметах интерьера и мебели, 75% – косметики и средств для личной гигиены, еще 55% – лекарств.
«ГОЛОС СОВЕСТИ» тоже решил спросить россиян, довольны ли они тем, как произошло импортозамещение различных товаров от автомобилей до самой повседневной и незамысловатой одежды из ушедших масс-маркетов.
Анастасия, 25 лет: «У меня нет водительских прав, соответственно, нет и машины, поэтому не могу сказать ничего про качество привезенных машин. Впрочем, судя по брендам, нередко встречающимся на дорогах, можно смело сказать: рынок перенасыщен китайскими авто. Если говорить про еду, продукции заметно прибавилось. Я очень люблю чипсы, и каждый раз меня удивляет то разнообразие, с каким сегодня потребитель сталкивается при посещении магазина. В плане одежды я всегда первоочередно посещала H&M или Befree. Теперь же хожу в Gloria Jeans, где меня радует соотношение «цена-качество» куда больше, чем у зарубежных брендов. Качество же одежды ушедших, но выкупленных позже и заново открытых в России марок, напротив, разочаровало. Например, в MAAG (бывший Zara) я не хожу совсем».
Вячеслав, 30 лет: «Буквально в начале месяца я решил поменять машину. Мой поиск начался с китайских авто, которые неоднократно также мной тестдрайвились. Однако все было не то. Машины с небольшим пробегом оказывались уже «уставшими», а цена на них оставляла желать лучшего. Спустя две недели кропотливых поисков я все-таки пересел с корейца на немца. Даже в сегодняшних реалиях, при всех санкциях я посчитал более целесообразным взять авто немецкого производства чуть постарше (и лишь немного подешевле), чем китайского, будучи уверенным, что «немец» прослужит дольше. Немало моих знакомых купили машины различных китайских марок, и многие не жалуются, всё пока нравится. Но те, кто занимается ремонтом, иногда нелестно отзываются о начинке «китайцев». Если говорить про одежду, тут все печально. То, что я предпочитал носить, либо окончательно исчезло, либо стоит теперь астрономических сумм. Одного российского аналога я для себя не нашел, лишь чаще стал прибегать к помощи интернет-магазинов».
Татьяна, 40 лет: «После введения санкций полки начали ломиться от товаров. Появились не только новые российские марки, но и пришли производители, к примеру, из Белоруссии. Их качество удовлетворяет. Импортные товары тоже кажется не пропали в том страшном объеме, о котором говорили изначально зарубежные компании. По моему мнению, абсолютно нерешённым направлением остался туризм. Летом путешествие по стране едва ли обойдется дешевле, чем поездка в Европу со всеми нынешними ограничениями и правилами».
Сергей, 28 лет: «Больше всего меня не устраивает то, как «заменили» электронику. По сути, все то же самое только за неприличные суммы. Остался без решения вопрос с приложениями, которые вечно удаляются, то не работают с VPN, то не работают без него. Из-за этого я перестал пользоваться картами двух банков, то есть меня фактически они потеряли как клиента. Немного проблематично без ІКЕА, где можно было купить качественные товары по доступной цене, но в этом сегменте наши компании всячески пытаются удовлетворить спрос».
Таким образом, можно подытожить: большинство опрошенных согласились с тем, что к новой жизни привыкнуть можно. Разумеется, санкции создали немало трудностей, однако россияне стараются не унывать и находить альтернативы.