Автор: Миллер Александра
Еще в 2021-м нередко СМИ писали о том, как национальные проекты помогают отечественным компаниям выпускать больше продукции и увеличивать прибыль без изменения материальных и человеческих ресурсов. Однако гораздо интереснее, как же нацпроекты выступают в качестве поддержки от государства российским экспортерам после ряда введённых Западом ограничительных мер? Напомним, что в 2022-м товарный экспорт, вопреки международным санкциям, продемонстрировал ошеломительный успех, установив при этом исторический рекорд – 591,5 млрд долларов.
Еще в 2018-м в стране запустили нацпроект «Международная кооперация и экспорт», цель которого состоит в увеличении экспорта несырьевых неэнергетических товаров. В его рамках государство помогает не только финансово. Например, для реализации потенциала такого экспорта была создана цифровая платформа, предлагающая бизнесу единый вход, чтобы получить различные услуги, сопровождающие экспортный цикл: от поиска информации до оформления самой сделки. При этом платформа предлагает более 100 услуг по таким направлениям, как госуслуги, меры поддержки, аналитика и бизнес-сервисы. Там же можно найти подрядчиков. К слову, нацпроект позволил в 2022-м получить бюджету около 3 трлн рублей от экспортных компаний.
Если говорить про финансовую сторону, то благодаря проекту предусматривается компенсация компаниям затрат как на логистику, так и на участие в выставках. Также оказывается помощь в ходе сертификации и лицензирования продукции.
Следующий весьма важный (поскольку малый бизнес является драйвером роста экономики) нацпроект «Малое и среднее предпринимательство». Уже сегодня реализовано два федеральных проекта из четырех. Речь идет о «Поддержке самозанятых» и «Цифровой платформе МСП». Таким образом, количество самозанятых превысило 7,5 млн, а на платформе зарегистрировалось свыше 360 тыс. компаний, которым теперь доступны многие меры поддержки, среди них, к примеру, программа льготного кредитования, льготные микрозаймы и аренда в промпарках и т.д.
На экономический рост не в меньшей степени влияет и такой фактор, как производительность труда. По сути, это резерв, за счет которого развиваются и отдельные организации, и территории, где происходит рабочий процесс. В основу проекта легла оптимизация производственных циклов, освобождение технологических и кадровых ресурсов. На сегодняшний день в нацпроекте участвуют более 4,8 тыс. предприятий в 84 российских субъектах. Только в середине июня на рассмотрении было еще примерно 7,6 тыс. заявок.
В 2022-м санкции показали, насколько необходима развитая транспортная система. Для обеспечения связанности территорий страны и создания условий для быстрой доставки грузов (или пассажиров) осуществляется проект «Модернизация транспортной инфраструктуры». В него входит стройка автодорог транспортного коридора «Запад-Восток», развитие аэропортов в регионах, морских портов, Центрального транспортного узла в столице и др. Для наглядности уточним: при расширении узких мест на БАМе и Транссибе доставка контейнеров с Дальнего Востока до западных границ займет всего семь суток, а вышеупомянутый коридор «Запад-Восток» свяжет Казань и Москву, сократив время в пути вдвое.
Без развития науки невозможен технологический и экономический прогресс. Именно поэтому в РФ реализуется нацпроект «Наука и университеты». Благодаря ему сейчас в стране строится 17 современных кампусов, а к 2030-му их число должно вырасти до 25. Ко всему прочему, проект направлен на повышение привлекательности науки для представителей молодежи, интеграции системы высшего образования в задачи, стоящие перед реальным сектором экономики. Для адресной подготовки кадров для бизнеса в системе среднего проф. образования есть федеральный проект «Профессионалитет». В нем принимают участие 925 колледжей из 65 регионов.
Чтобы помочь экспортерам продвигать свою продукцию, создали единый нацбренд «Сделано в России». Например, Волгоградская НПО «Броня» получила сертификат Made in Russia и теперь экспортирует товары в более чем 50 стран. Под этим же нацбрендом в выставке Wetex в 2018 и 2022 годах участвовала компания «Инноватикс-СК», после чего к ее продукции проявили интерес не только страны Ближнего Востока, но и Китай. Для подачи заявки на участие в программе и получения подобного логотипа следует отправиться на сайт РЭЦ.