Объективные новости через призму совести

Компании планируют повысить отпускные цены: почему государство не сдерживает ценовой рост?

22 ноября 2023
Компании планируют повысить отпускные цены: почему государство не сдерживает ценовой рост?

Автор: Максим Мельник

В начале ноября благодаря новому мониторингу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) стало известно, что каждая пятая крупная компания в стране собирается повысить отпускные цены, чтобы сохранить эффективность работы. Неужели настало время платить за девальвацию? Подробнее об этом и сегодняшнем госрегулировании цен в статье.

Согласно результатам, полученным с помощью ежеквартального мониторинга от РСПП, в сравнении с июлем доля компаний, решивших поднять отпускные цены, выросла с 13,7% до 23%. Если обратиться к результатам такого же опроса, проведенного по итогам 2022-го, то цифра перестает для некоторых казаться столь критичной: в январе 2023 подобным образом ответили 20% опрошенных, а в I квартале 2022 – 35%.

Вот только дело в том, что в сентябре у производителей промтоваров цены уже увеличились на 4,7% к августу и на 16,7% год к году (оценка Росстата), а цены в магазинах продолжают расти, опустошая кошельки россиян.

Компании к подъему цен подтолкнуло повышение ключевой ставки, поскольку у них по итогу растут издержки на финансирование оборотного капитала. Из-за этого им приходится оптимизировать издержки. У 17% компаний в планах сократить траты на персонал (в июле таких было только 5%). И даже если речь идет не о сокращении штата или зарплат, то это касается ограничения найма новых сотрудников. Свою лепту внес нестабильный курс нацвалюты. И хотя сейчас рубль укрепляется, его курс стал транслироваться в цены, раскручивая инфляцию.

Добавим, что годовая инфляция уже перевалила за отметку в 7%, а инфляционные ожидания россиян в ноябре достигли 12,2%.

Сами компании объяснили повышение следующим образом: 37% сослались на возникшие проблемы с поставками комплектующих и сырья, треть респондентов – на валютную нестабильность, четверть – на недостаток оборотных средств и логистические трудности. Еще 14% опрошенных захотели пересмотреть цены уже заключенных контрактов.

Иначе говоря, под желанием «увеличить эффективность работы» скрывается обычное стремление сократить расходы через такую меру, как повышение цен.

Конечно, имеются и позитивные моменты, которые скрашивают хоть как-то складывающуюся картину. Например, вдвое снизилась доля тех, кто жалуется на неплатежи контрагентов. У примерно 1/10 части компаний в III квартале не возникло проблем, которые могли бы значительно помешать деятельности. И тем не менее лишь один респондент заявил, что допускает снижение цен при нынешних обстоятельствах.

К сдерживанию инфляции решил присоединиться и один из ритейлеров. Российская структура французского Auchan обратилась к поставщикам с просьбой не повышать цены до конца текущего года. В противном случае «Ашан» сообщил: об этом доложат регуляторам. Так, сеть предложила поставщикам приложить совместные усилия, чтобы сдержать рост цен в преддверии праздников. И если аналитики видят в действиях «Auchan Россия» желание защититься от претензий, то поставщики – попытку переложить на них риски волатильности.

По сути, «Ашан» выдвинул ультиматум. Информации об аналогичных «обращениях» от прочих сетей пока нет. И хотя, напоминают эксперты, такие моратории на корректировку цен вступают в противоречие с нормами саморегулирования, ведут к ухудшению экономики производителей, а для потребителя могут обернуться отсутствием товара на полке магазина, именно тот самый потребитель тем временем продолжает расплачиваться своим кошельком.

Почему же государство просто не запретит повышение цен, не установит предельный рост (как, к примеру, для тарифов на коммуналку), чтобы защитить своих граждан от обнищания?

Меры для сдерживания роста цен не принимаются, поскольку это ведет к дефициту товаров на полке. Если люди говорят «дорого», то начальство им ответит: «зато все есть». Если людей беспокоит и раздражает инфляция, то правительство ценового роста боится меньше, нежели чем дефицита товаров. Впоследствии ограничение цен сделает для кого-то выпуск товаров не таким уж выгодным, а для кого-то – убыточным. Все это чревато появлением черного рынка, где товар по факту стоит дороже, сама деятельность вне закона, порождает социальную несправедливость и расслоение, наносит непосредственный вред экономике, а государство не получает налоговых платежей.

Читать все материалы