Объективные новости через призму совести

На самом ли деле компании из КНР захватили российский рынок?

29 октября 2023
На самом ли деле компании из КНР захватили российский рынок?

Автор: Миллер Александра

С 2022 года многие иностранные компании решили покинуть российский рынок в знак протеста против проведения специальной военной операции на Украине. Впоследствии немало государств по всему миру ввели санкции в отношении России. Однако Китай – одно из самых больших государств, претендующее на статус сверхдержавы, чье население уже составляет 18% от населения планеты, напротив, стал активно замещать ушедшие компании Запада, наводняя освободившийся рынок своими товарами. С самого начала СВО многие задаются вопросом: в действительности ли китайцы наращивают сотрудничество с дружественным посылом, или РФ незаметно для себя превратилась в их колонию?

Приоткрывая завесу тайны

В отличие от Запада и его союзников власти Поднебесной с первых дней конфликта придерживались линии невмешательства. Впрочем, большая политика заставляет всех подстраиваться под правила игры. К примеру, Швеции, которая не принимала участие в обеих мировых войнах и благодаря торговли со странами коалиций нажила сказочные богатства, пришлось «продать» свой двухсотлетний нейтралитет. В свою очередь, китайский лидер Си Цзиньпин запомнился весьма яркими высказываниями против антироссийских санкций, напоминая, что «юрисдикция длинной руки неприемлема», а «менталитет холодной войны только подрывает основы глобального мира».

С одной стороны, китайцы поддерживали Россию в ее противостоянии с НАТО, а с другой – выступали за территориальную целостность Украины. Поэтому можно смело сказать: всё не так однозначно, как могло бы показаться. Да, КНР воздержалась в резолюциях ООН, выдвигаемых западными странами против РФ, но и вето на документы не накладывала. Официально Пекин не поддерживает ограничительную политику в адрес России. И тем не менее, уже давно не проводит с ней сделки в долларах. По сути, те санкции, которые были введены китайскими компаниями (по типу Huawei или DJI и Autel, запретившим продавать свои дроны российским клиентам на AliExpress), можно назвать лишь попыткой обезопасить бизнес, ведь США ведут себя агрессивно не только в политике, но и в торговых делах, ­– от них исходит угроза, в частности, и Китаю.

Разоблачение

На деле мнение о том, что многие товары на полках принадлежат зарубежным компаниям, ошибочно. Наглядным примером стала ситуация, когда Путину рассказали о пасте R.O.C.S. Ее и такие бренды, как Lapikka, Герпенокс, Аргакол, Ivomed, FEMEGYL производит и дистрибутирует российская торгово-промышленная группа компаний «Диарси».

Согласно подсчетам Bloomberg, на долю Китая приходится порядка 20% всего импорта РФ, при этом доля Китая в импорте американцам уменьшилась с 22,3% (начало 2017) до 13,8% (август 2023). С начала этого года Китай экспортировал в Россию товары на $81,5 млрд, а это выше показателя всего 2021-го. Кроме того, поставки отечественных товаров в КНР тоже выросли в текущем году – на 13% г/г.

Россия оказалась крупнейшим покупателем авто из Поднебесной, их импорт увеличился впятеро. Китайские смартфоны после ухода Samsung и Apple тоже поспешили завоевать рынок, а теперь за активное его освоение принялись и китайские грузовики. К тому же резко выросла доля юаня в расчетах за экспорт.

Ко всему прочему, товарооборот за 2023 между РФ и КНР может достичь $220 млрд (в 2022 показатель составил $190 млрд).

Если обратиться к ежегодному списку Forbes о 50 крупнейших зарубежных компаниях в РФ по итогам этого года, легко заметить: рейтинг претерпел серьезные изменения. Из-за продажи выбыли 22 компании, а их место заменили новые участники, в том числе из КНР, Турции и Белоруссии. Можно было бы подумать, что список после всех санкций безоговорочно возглавили китайские предприятия, однако наибольшее представительство сохранили американцы.

И хотя на первом месте и вовсе расположилась французская розничная сеть «Леруа Мерлен» (хотя год назад была на втором), роль бенефициара изменений в экономике досталась именно китайским компаниям. На 10 месте – Chery Automobile (чьи продажи поднялись в 2,4 раза), на 28 месте – Great Wall Motor (бренды Haval, Tank и GWM, выручка выросла на 41%), на 37 месте – «Джили-Моторс» (+ 82%). Впервые в рейтинге оказались такие производители бытовой техники и электроники, как BBK Electronics (35 место, бренды Realme, Oppo, OnePlus, Vivo) и Haier (42 место ).

Более того, до 2035 года Россия планирует построить 2 железные дороги в Китай.

Читать все материалы