Автор: Миллер Александра
На фоне спецоперации на Украине многие страны по всему миру ввели санкции в отношении России, а некоторые зарубежные организации приняли решение окончательно покинуть российский рынок. Конечно, это не могло не отразиться на бизнесе и различных отраслях экономики страны. С начала спецоперации прошло больше года, и возникает логичный вопрос: смогли ли переориентироваться и научиться жить в новых реалиях отечественные компании?
Начнем с того, что из-за событий в мире и РФ, немало граждан оказалось в списке релокантов, и они весьма уверенно «захватывают» иностранные рынки. Например, продуктовая сеть «ВкусВилл» теперь работает в Дубае с помощью экспресс-доставки YallaMarket. Но тут стоит отметить, что половина пользователей сервиса – русскоязычное население.
Неравнодушным осталось к прибыли российских бизнесменов и агентство Blооmberg. Многие знают, что в Эмиратах считанное количество магазинов, продающих алкоголь, который могут приобрести исключительно туристы. Экспорт алкоголя из Франции в ОАЭ за прошлый год увеличился на 75%. Итак, Blооmberg связал эти два обстоятельства и заподозрил русских в закупах французского шампанского через «трезвые» Эмираты. Не менее подозрительно выглядел экспортный рост шампанского из той же Франции в Турцию, а также ошеломительный рост экспорта из Турции в Россию на 182%.
Варианты развития своего бизнеса на территории Дубая уже рассматривают несколько российских ритейлеров. Среди них сети одежды 12 storeez и косметики «Л'Этуаль». И хотя русскоговорящий анклав встретит знакомые бренды положительно, им придется работать в условиях жесткой конкуренции, поскольку в Дубае присутствуют как европейские, так и американские популярные марки.
Впрочем, даже самые стойкие устают от бесполезных сражений. Так, всем известный американский производитель газировки Coca-Cola решил прекратить судебные разбирательства из-за несанкционированного ввоза в РФ своих напитков. И это несмотря на то, что бороться у компании удавалось весьма успешно: таможня задерживала партии, а суды всякий раз взыскивали компенсации за нарушения прав.
Про автопром наше издательство писало уже не раз. Только один список компаний, которые появятся в этом году на отечественном рынке, безоговорочно говорит о том, что Россия не сидела сложа руки, а налаживала связи с новыми партнерами – и все они с Востока. Кроме того, РФ стала лидером по поставкам газа в Китай. При этом российский флот, по оценке ведущего аналитика «Финама» Потавина, способен перевозить в Азию до 80% нынешнего морского нефтяного экспорта.
Впрочем, не по всем направлениям удается фиксировать поразительную прибыль. Так, например, в январе 2023 года по сети ОАО «РЖД» экспорт угля снизился на 4,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Все дело в росте издержек при экспорте на азиатские рынки: увеличение расходов на фрахт судов, услуги страхования и рост железнодорожных тарифов. Тем не менее ясно одно: сотрудничество между Россией и Китаем в тяжелой промышленности продолжится и будет неуклонно наращиваться. Ведь из-за переориентации экономики с Запада на Восток только в начале текущего года поставки платины в Поднебесную выросли в 279 раз. Еще в семь раз (в физическом выражении) увеличились поставки родия.
В дальнейшем наращивание поставок продовольствия в Китай может стимулировать развитие и рост выручки у «Русагро» и «Черкизово», а потребность китайской экономики в угле – у «Мечел» и «Распадской». Ко всему прочему, российские продавцы планируют теперь не только покупать товары в Китае и перепродавать их в РФ, но и выйти на рынок Поднебесной, реализовывая ту или или иную продукцию на площадках Alibaba Group.
Деловым объединением «Ассоциация менеджеров» и Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ был проведен опрос на тему «Стратегический разворот России на Восток». Согласно результатам, 62% респондентов признались: «разворот» компаний идет «не без трудностей, но они не критичны». Еще 5% ответили, что переориентация происходит довольно-таки легко. Крайне тяжело выходят на новые рынки 33% от опрошенных.
В качестве наиболее привлекательного рынка бизнесмены рассматривают Китай (49% участников). 41% считает, что для развития бизнеса подходит ОАЭ, 36% – Турция. Следом в списке интересов отечественного бизнеса расположились страны Латинской Америки и Иран – по 22%. Каждая пятая организация заявила о том, что уже осуществляет деятельность или планирует выйти на индийский рынок.