Автор: Виктория Лисунова
Президент России Владимир Путин на совещании судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов предложил запретить продление ареста обвиняемым и подозреваемым в совершении преступлений экономической направленности, а также призвал избирать для них меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
На совещании Президент поднял вопрос о «законодательных гарантиях защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования» и отметил важность дальнейшей гуманизации правосудия в отношении предпринимателей. «Судебная власть через правоприменительную практику всегда влияла на формирование в нашей стране благоприятного делового, инвестиционного климата. В этой связи вновь встаёт вопрос о законодательных гарантиях защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования, включая запрет на продление срока содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в преступлениях в экономической сфере, а также избрание для них мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества. Например, внесение залога или домашний арест. Это будет способствовать дальнейшей гуманизации правосудия», – отметил Владимир Путин.
Стоит отметить, что изменения уголовно-процессуального характера, направленные на защиту прав предпринимателей, уже принимались ранее. Так, согласно вступившим в силу 13 августа 2019 года поправкам в ч. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса, заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, не может быть применено по ряду дел экономической направленности. «Заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 4 части первой настоящей статьи, не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 частями первой - четвертой, 159.1 - 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 Уголовного кодекса, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем», – указано в тексте актуального законодательства. Однако, правозащитники еще тогда заявляли, что вновь принятые меры не работают на практике.
Более того, немаловажным аспектом такого шага выступил недавний выход России из Совета Европы, в ряде последствий которого отсутствие возможности рассмотрения дел Европейским Судом по правам человека как высшей судебной инстанции права. Вердикты ЕСПЧ для России более необязательны, в этой связи соответственно очень важно отечественное правосудие. «Как вы знаете, в марте прошлого года Россия вышла из состава Совета Европы, а в сентябре – из-под юрисдикции Европейского Суда по правам человека. Причины такого шага известны, они очевидны, здесь не нужно никаких особо комментариев. Отдельные вердикты этого суда, ЕСПЧ, стали носить откровенно политизированный характер», – заявил Президент.
Как указано на портале правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, за 2022 год в России выявлено 111,4 тысячи преступлений экономической направленности. Несмотря на то, что данный показатель на 5,3% ниже прошлогоднего, общий уровень экономической преступности по прежнему высок. Председатель Верховного Суда Владимир Лебедев на совещании предоставил главе государства судебную статистику, согласно которой в прошлом году было рассмотрено 5800 дел экономической направленности в отношении 6600 лиц. «Осуждено 73 процента, а в отношении 27 процентов уголовное преследование прекращено судом, реальное лишение свободы назначено 6 процентам осуждённых. Рассмотрено 344 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, удовлетворено 84 процента ходатайств, а в удовлетворении 16 процентов ходатайств отказано», – отметил в докладе Лебедев.
Важным аспектом в правосудии остается то обстоятельство, что для того, чтобы отправить предпринимателя под стражу, следствие должно установить тот факт, что его преступная деятельность не связана с бизнесом. «Если у человека есть статус предпринимателя или руководителя компании, его арест по экономической статье должен быть запрещен в силу самого факта наличия такого статуса», – отметил юрист Вадим Зарипов.