Автор: Виктория Лисунова
Проблема нехватки учителей в российских школах до сих пор остается очень актуальной. Власти пытаются решить ее всеми возможными способами, некоторые из которых вызывают негативную реакцию и получают осуждение со стороны граждан. Так, 16 октября, в Госдуму был внесен законопроект, дающий шанс отбывшим срок за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления в перспективе устроиться на работу педагогами или тренерами.
Авторами инициативы выступила группа депутатов от партии «Единая Россия» — фигуристка Ирина Роднина, хоккеисты Вячеслав Фетисов и Владислав Третьяк, профсоюзный деятель Валентина Пивненко и телеведущий Петр Толстой. Важным условием допуска к преподавательской деятельности, согласно законопроекту, является безупречное поведение бывших заключенных на протяжении более 10 лет после освобождения. При этом к работе с детьми не могут быть допущены осужденные за убийство, а также совершившие преступления против половой неприкосновенности и свободы детей.
Очевидно, что такое предложение было выдвинуто с одной конкретной целью — решить проблему дефицита кадров среди педагогического состава российских школ. На сегодняшний день российские власти оценивают нехватку учителей в России приблизительно в 11 тысяч человек, об этом на пленарном заседании в Госдуме, выступая с докладом «О положении детей и семей, имеющих детей, в РФ», сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Неужели ситуация настолько безвыходная, что на эти места для работы с детьми в образовательные учреждения стоит приглашать граждан, отбывших срок?
Несмотря на бытующее мнение о том, что люди с судимостью имеют право на второй шанс и на восстановление в обществе, все-таки существует ряд причин, почему они не должны работать учителями в школе. В первую очередь следует сказать о том, что учителя играют важную роль в формировании молодого поколения, чтобы оно стало ответственным и этически грамотным — они служат образцом для молодежи. В глазах учеников педагог должен иметь безупречную репутацию, однако люди с судимостью могут не соответствовать этим требованиям.
«В условиях дефицита сегодня, который испытывает у нас тренерское сообщество, в том числе в работе с детьми, наши коллеги внесли этот законопроект. Но есть темы, где лучше семь раз отмерить, один отрезать и подуть на воду. Все, что касается требований к работе с детьми, — эта тема особенно щепетильна. В этой части мне трудно понять, какие преступления имеют срок давности. После какого преступления, за которое человек понес уголовное наказание, его можно допускать работать с ребенком. Что касается допуска к педагогической деятельности в образовательной организации, мне кажется, никакие шлюзы открывать нельзя, просто недопустимо», — подчеркнула Нина Останина, председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.
О каких правильных ценностях, которые должен закладывать педагог, в этом случае может идти речь? Взаимодействие с учителем, имеющим судимость, может в негативном ключе повлиять на ценности и мировоззрение школьников. Есть риск возникновение трудностей в общении с коллегами и родителями учеников, если у человека присутствует такое прошлое — он может столкнуться с социальным стигматом.
«По общему мнению, эта инициатива приведёт к ошибкам, которые потом могут больно ударить по нашим детям. Более чем уверен, так думает подавляющее большинство родителей — они готовы доверить своего ребёнка только людям с безупречной репутацией. Кроме того, по мнению правового управления Думы, инициатива не согласуется со статьями 331 и 351 Трудового кодекса. Надеюсь, авторы законопроекта отзовут свою инициативу и не будут доводить её до заседания Государственной Думы. Иначе её придётся отклонить», — заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем Telegram-канале.
Корреспондент «Голоса Совести» пообщался с родителями школьников и узнал, что их настораживает больше всего в этом законопроекте. Чаще всего они говорили о том, что обеспокоены безопасностью своих детей. Кроме того, их волнует факт того, что отбывшие срок учителя могут оказать влияние на воспитание и образование школьников — они придерживаются мнения, что в этой профессии требуются люди с чистым прошлым и примерным поведением. Некоторые родители также подчеркнули, что усомнились бы в репутации образовательного учреждения, если бы узнали, что там работают люди с судимостью.