Автор: Виктория Лисунова
Демографическая проблема по прежнему остается актуальной для нашей страны. Власти в свою очередь пытаются создавать все новые и новые меры поддержки молодых людей, которые могли бы способствовать увеличению рождаемости в России. Так, в Минобрнауки задумались об открытии специальных комнат для детей, чтобы молодые мамы могли учиться и работать в вузах, при этом не задаваясь вопросом, на кого оставить ребенка. Учебные заведения в свою очередь положительно отреагировали на соответствующее предложение.
На сегодняшний день Россия находится в тяжелом положении с точки зрения демографии. Последние годы рождаемость стремительно падает, а в 2023 году и вовсе был поставлен антирекорд по числу родившихся детей — по данным Росстата на свет появилось всего 1,264 млн новорожденных, что является наименьшим показателем с 1999 года, когда родилось 1,214 млн детей. Стоит иметь ввиду, что это не просто цифры — именно увеличение населения напрямую влияет на развитие и благополучие нашей страны.
Однако у многих молодых людей рождение ребенка ассоциируется с появлением ограничений. Отсутствие желания воспроизводить потомство у женщин, как правило, связано в том числе и с невозможностью совмещать материнство с работой или учебой. В современном мире все большее количество из них выбирают именно построение карьеры, поэтому и рождение детей откладывается на потом. Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан, основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец подчеркнула, что средний возраст женщин, родивших первого ребёнка в России, в 2018—2022 годах составлял 26,75 года, второго ребёнка — 30,5 года, третьего — 33,1 года.
«Сейчас о материнстве женщины задумываются в среднем ближе к тридцати годам. Многие молодые люди сознательно откладывают рождение детей, думая, что сначала надо самому устроиться в жизни: получить образование, найти работу, решить жилищный вопрос. Таким образом, первого ребёнка некоторые рожают довольно поздно и на второго уже не решаются. Россия испытывает серьёзные демографические проблемы. Необходимо серьёзное расширение мер социальной и экономической поддержки многодетных, но также не менее важно поддержать и первородящих. Нужен комплекс мер, стимулирующих женщин рожать раньше», — пояснила депутат нижней палаты парламента, первый зампредседателя думского комитета по просвещению Яна Лантратова в своем телеграм-канале.
В Минобрнауки уверены, что создание детских комнат при российских вузах — важный шаг не только в поддержке молодых родителей, но также и в решении сложившейся демографической ситуации. Благодаря их наличию детям будет обеспечен как досуг, так и, что немаловажно, безопасность — это позволит молодым родителям сосредоточиться на своих делах и не беспокоиться. За счет создания детских комнат в вузах будут созданы удобные условия для обучения и саморазвития. При этом инициатива направлена не только на студентов, но и на молодых преподавателей, у которых есть дети.
«Сейчас мы еще активизируем создание комнат для пребывания детей в университетах, то есть тоже такая политика ведется, и это нужно — причем нужно и для студенток, и для молодых преподавателей, которые тоже пришли, прочитали лекцию, и чтобы ребенку было спокойно», — заявила заместитель главы Минобрнауки Ольга Петрова в ходе публичной дискуссии в честь Международного дня женщин и девочек в науке.
Стоит понимать, что у учебных заведений также существуют препятствия в создании специальных комнат для детей, которые связаны с финансовым вопросом. Помимо того, что эту комнату требуется сначала выделить, как следует оборудовать и закупить игрушки, придется также найти квалифицированных людей, которые будут осуществлять присмотр за детьми. Такие финансовые затраты могут быть недоступны для некоторых учебных заведений, поэтому идея требует тщательного обдумывания и планирования с их стороны.
«Раньше при многих вузах были детсады. <...> Эта практика ушла, а проблема, куда девать детей, осталась, поэтому могу только поддержать инициативу коллег. <...> Выходить учиться и отдавать ребенка в сад при вузе — более интересная история, чем сидеть дома, нанимать няню и бегать сдавать сессию или лабораторные работы», — подчеркнул старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Борис Илюхин.