Автор: Виктория Лисунова
Выбор лекарственных препаратов в аптеке у большинства россиян зачастую вызывает сложности. Нередко происходит так, что врач выписывает пациенту определенные таблетки, но их стоимость его не устраивает — она слишком высокая. При другом же сценарии — этих медикаментов и вовсе может не оказаться в продаже, что в последнее время очень распространенное явление в нашей стране. Что же тогда приходится делать гражданам? На помощь приходят дженерики, но, безусловно, они применятся не во всех случаях.
Дженерик — это лекарственное средство с активным компонентом в составе, который является идентичным компоненту, имеющемуся в оригинальном препарате. Оригинальным препаратом же принято считать лекарство, созданное с нуля определенной фармацевтической компанией. Такой препарат в свою очередь имеет патент, но когда его действие заканчивается (через 20 лет), активный компонент разрешено использовать для создания новых лекарственных средств. Так на полках аптек и появляются дженерики — лекарства под другими торговыми названиями, но с таким же действующим веществом.
В России спрос на дженерики всегда был по одной конкретной причине — такие препараты, чаще всего, покупателям обходятся в разы дешевле оригинальных. А кто не захочет лишний раз сэкономить свои денежные средства, если такая возможность у них имеется? Популярность воспроизведенных лекарственных препаратов также начала стремительно возрастать на фоне введённых антироссийских санкций и нарушения логистических связей после начала проведения специальной военной операции (СВО) на территории Украины. Уход с рынка ряда импортных брендов стал стимулом для налаживания производства жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) внутри страны — на сегодняшний день свыше 60% рынка составляют дженерики российского производства, кроме этого уже зарегистрировано 165 новых наименований лекарств, запущено семь заводов, которые производят фармсубстанции.
Помимо разницы в цене, все-таки иногда отмечается и разница в действии. Дело в следующем — активный компонент в оригинальном препарате и в дженерике одинаковый, однако вспомогательные вещества у них могут отличаться не только по своей концентрации, но и по составу. В связи с этим влияние медикаментов на организм отличается — каким-то из низ удается выполнять свою функцию лучше, а каким-то хуже. При этом некоторые люди, на удивление, предпочитают оригинальным препаратам дженерики — и не из-за того, что они дешевле, а в связи с тем, что на их организм они оказывают лучший эффект.
«Дженериковые препараты это не плохо, не какое-то табу или клеймо. Они не опасны. Важно понимать, что эффективность может отличаться от оригинальных препаратов в связи с тем, что имеет несколько другой состав. Это не плохо и не хорошо. Это точно так же, как отличаются автомобили одной марки, собранные в Германии, в Корее и в России», — подчеркнул клинический фармаколог Родион Осешнюк.
Тем не менее одно дело применять дженерики при легкой болезни, другое — использовать их в лечении серьезных заболеваний. Ведь далеко не всем пациентам подходят так называемые «аналоги» оригинальных препаратов, в некоторых случаях они могут даже спровоцировать возникновение дополнительных побочных эффектов — согласитесь, в этом мало приятного. Поэтому принимать самостоятельно решение об использовании в сложном лечении дженерики не стоит, лучше касаемо этого проконсультироваться с врачом. Опрос, проведенный на сайте профессионального сообщества «Врачи РФ» летом 2023 года, показал, что 70% врачей, назначая лекарства своим пациентам, отдают предпочтения оригинальным препаратам и только 6% выбирают дженерики.
«С моей точки зрения, можно комфортно назначать дженерики при болезнях, которые не несут никаких рисков для жизни пациента. При необходимости схему лечения можно поменять, и это не представляет опасности для больного. И наоборот, при жизнеугрожающих заболеваниях должны использоваться оригиналы лекарств. Отмечу, что на текущий момент в рамках государственной программы «14 высокозатратных нозологий» продолжаются поставки именно оригинальных лекарств», — поделился своим мнением член Союза педиатров России Дмитрий Малых.