Объективные новости через призму совести

ГОСТы для оказания юридических услуг: как изменения отразится на гражданах?

11 января 2024

Автор: Миллер Александра

Сегодня юристы нередко злоупотребляют наивностью россиян, призывая их стать участниками дорогих и затяжных тяжб. Придерживаясь именно этой позиции, общественники негодуют, а Союз потребителей и вовсе обратился к Минюсту и Роспотребнадзору с предложением о создании ГОСТов, которые стандартизируют работу юристов с населением.

Роспотребнадзор не отрицает: жалоб на недобросовестных специалистов становится лишь больше. Каждый год их число увеличивается на 15-20%. В Союз потребителей на постоянной основе приходят жалобы от тех, кто уже пострадал от таких юр. услуг. Им пообещали гарантированный выигрыш и немалые компенсации, но по итогу они были попросту втянуты в обошедшиеся в копеечку судебные разбирательства, зачастую бесперспективные. Только в 2022-м Роспотребнадзор зафиксировал 8000 жалоб. Сложно представить, сколько еще таких историй осталось без внимания.

Подобного рода случаи союз в обращении к регулятору назвал не иначе как мошенничество юристов, которые пользуются доверием потребителей, вследствие чего люди не только не решают свои проблемы, но и получают разочарования, а также, что немало важно, новые расходы.

Стандарты могут появиться для оказания юрпомощи в семейных, имущественных и трудовых отношениях. Предлагается дать описание основным нюансам взаимоотношений, возникающим между теми, кто оказывает помощь, и теми, кто за ней обращается. К примеру, требуется обозначить в ГОСТах, каким образом составляются претензии, как производится оценка судебных перспектив и т.д.

Дело в том, что текущему стандарту для потребителей (а он действует свыше семи лет) нужны доработки, учитывая новые реалии. Как говорят эксперты, ГОСТ не охватывает самозанятых и индивидуальных предпринимателей, которые в настоящее время чрезвычайно активно предоставляют юр. услуги гражданам страны.

Кроме того, среди «новоиспеченных» контрагентов покупателей теперь значатся и маркетплейсы. Они быстро завоевали бешенную популярность, оказавшись крупнейшими местами продаж. Вдобавок, взаимодействие потребителя с исполнителем услуг переходит на просторы интернета, и это, считает Петр Шелищ, будучи председателем союза, тоже ГОСТ должен учесть.

Ни для кого не секрет, что в последние пару лет россиянам навязывают разные услуги, в том числе юридические и псевдоюридические, с чем пытается бороться государство на законодательном уровне. Так, еще в октябре 2023-го Владимир Путин подписал закон о штрафах за навязывание доп. услуг и товаров.

Недобросовестные практики есть во всех регионах страны. Они составляют проекты жалоб и заявлений в гос. органы, которые в действительности людям не нужны или вовсе для них бесполезны. Иногда юристы скрывают от потребителей информацию непосредственно об услуге и ее цене, помощь могут оказывать не в те сроки, которые установленны в договоре, и др. Рискам подвергаются граждане с разным уровнем заработка, в стороне не остаются даже неплатежеспособные, ведь порой услуги оказываются им в кредит.

В качестве «помощника» в осуществлении задуманного можно было бы привлечь Ассоциацию юристов России, поскольку у организации имеется большая сеть и опыт. При ее содействии, вероятно, удалось бы выстроить качественное правовое поле для россиян, организовать процесс их просвещения. Хотя предложение о том, чтобы обновить руководство по части оказания правовой помощи, конечно, можно назвать интересным, его реализация стоит под большим вопросом.

Представим ситуацию: гражданин осведомлен о безнадёжности своего дела, однако осознанно затягивает процесс, так как попросту хочет насолить второй стороне. Для этого он просит юриста отягощать ход дела с помощью ходатайств и заявлений. Такой стандартизированный подход влечет за собой риск: для тех специалистов, которые выполняют работу добросовестно, процедура оказания юр. помощи будет бюрократизирована. Иначе говоря, ее усложнят. При этом мошенники, работающие за пределами правового поля, смогут продолжить свою деятельность.

Впрочем, находятся те, кто уверен: одними ГОСТами проблему не разрешить. По сути, у граждан все так же не будет алгоритма для выбора благонадежных специалистов, а в «руках» гос. органов – инструментов, чтобы пресечь нарушения. По мнению главы Общественной потребительской инициативы Олега Павлова, нужно внести правки в федеральное законодательство. Ко всему прочему, надо наделить Минюст правом контролировать рынок, в частности, досудебные блокировки мошеннических сайтов.

Читать все материалы