Автор: Миллер Александра
Введенные на фоне спецоперации на Украине санкции в отношении России стали причиной многих изменений в ряде отраслей. Не меньше других от ограничений пострадал и автомобильный рынок. Одни компании решили прекратить свою деятельность на территории РФ и покинуть страну, другие, напротив, – выйти на него со своим товарным предложением. В данной статье расскажем, насколько подорожали популярные автомобили и что ждать от рынка в этом году.
Как подорожали машины?
Для того, чтобы не быть голословными, обратимся к статистике РБК. Например, Lada, которая всегда считалась доступным для россиянина автомобилем, перестает быть таковым. Если у Lada Granta минимальная цена в январе 2022 года составляла 598 900 руб., то в январе 2023 года – уже 678 300. В свою очередь, цена модели Lada Largus с 829 900 руб. возросла до 1 млн 300 тыс. руб. УАЗ «Патриот» (механика) и «Хантер» тоже не отстали в росте. Так с 1 млн 84 тыс. руб. и 1 млн 7 тыс. руб. цены подскочили до 1 млн 530 тыс. руб. и 1 млн 375 тыс. руб. соответственно.
Haval Jolion, который еще вчера стоил 1 млн 449 тыс. руб, теперь в салоне продается за 1 млн. 799 тыс. руб., а Haval F7 – 2 млн. 149 тыс., тогда как в январе его цена была 1 млн 779 тыс. Дешевить не стала и Geely. Модель Coolrаy с 1 млн. 471 тыс. 900 руб. поднялась до 2 млн. 299 тыс. 900 руб., а модель Tugella с 2 млн 769 тыс. – до 3 млн. 999 тыс. 900 руб. Впрочем, так же нескромно к цене прибавили корейцы, у которых «народный» Hyundai Solaris приближается к отметке в полтора миллиона, а кроссовер Santa Fe уже обойдется не в 2 млн 814 тыс., а в целых 3 млн. 969 тыс.
Cherry Tiggo 4 сегодня вместо прежнего 1 млн. 139 тыс. 900 руб. обойдется автомобилисту в 1 млн. 999 тыс. 900 руб., а Cherry Tiggo 8 Pro – в 2 млн. 849 тыс. 900 вместо 1 млн. 869 тыс. За Kia Sportage в новом году придется отдать уже не 1 млн. 977 тыс., а 2 млн. 849 тыс. Kia Rio X, чья цена была весьма доступной для россиян (1 млн 77 тыс.), на сегодняшний день стоит 1 млн. 574 тыс.
Что будет с авторынком?
2022 год выдался весьма тяжелым для российского авторынка. Западные санкции спровоцировали уход из РФ многих производителей, следом просел резко импорт. По оценке аналитиков, за прошлый год рынок упал приблизительно на 60%. Падение производства и спроса привели к снижению продаж новых авто. Тем не менее на отечественный рынок стали выходить китайские компании, а отечественная промышленность задумалась о своей автономности.
В 2023 году отрасль будет постепенно восстанавливаться, хотя досанкционные показатели достигнуть удастся явно не скоро. В этом году продолжится экспансия китайского автопрома. Доля таких брендов, как Geely, Chery, Haval и иных брендов из Поднебесной будет расти. К тому же, в стране сейчас не так уж много седанов и лифтбэков. Эту нишу гипотетически могли бы тоже занять китайские производители, которые традиционно поставляли в Россию кроссоверы.
Впрочем, ожидать, что Китай придет в Россию с массовым производством не стоит. Одни опасаются вторичных санкций, другие предвкушают более выгодные условия. Весьма вероятно, что новые производства машин будут запускаться под российскими брендами, следуя примеру «Москвича».
Если говорить про отечественные модели, то ситуация зависит от сегмента. Рынок грузовиков упал несильно, и игроки по типу КАМАЗа и ГАЗа имеют шанс сохранить свои позиции в новом году. В случае если у производителей получится нарастить выпуск, то доля российских грузовиков может вырасти. Восстановление легкового сегмента будет варьироваться от производственных объемов. Конечно, данный процесс затрудняется из-за дефицита компонентов. Но он может ускориться благодаря заводам ушедших компаний.
Спрос на новые авто начнет восстанавливаться. Многое будет зависеть от покупательской способности граждан, на доходы которых повлияла сложная экономическая ситуация. На рынке появятся новые марки. Например, недавно в Россию пришел бренд OMODA. Простимулировать дополнительный спрос могут льготные автокредиты. Такие предложения в первую очередь должны помочь продажам отечественных машин. Эксперты считают, что цены стабилизируются, а рост будет зависеть от курса рубля и сохранится в пределах 5-10%. Резкое подорожание случится вряд ли, поскольку это попросту отпугнет потребителей, и они откажутся от покупки машин, решив снова сэкономить.