Объективные новости через призму совести

Как помочь ребенку заняться выполнением домашнего задания

6 февраля 2024
Как помочь ребенку заняться выполнением домашнего задания

Автор: Миллер Александра

Для многих родителей работа, заданная в школе детям на дом, становится головной болью. И хотя взрослые пытаются изо всех сил объяснить ребенку материал, он нередко продолжает говорить «не понимаю», канючить и отлынивать от выполнения домашнего задания. Что же нужно сделать и каких рекомендаций придерживаться, чтобы излишние переживания прекратились, а «домашка» выполнялась без истерик и слез?

Займите позицию «правильного помощника»

Некоторые родители любят сесть рядом с ребенком и выжидать, когда тот ошибется или столкнется с трудностями, чтобы моментально прийти ему на помощь. Но ребенку важнее знать, что поблизости кто-то есть, и ему помогут в случае необходимости. При этом он нужно видеть, что у взрослых тоже есть свои дела. Поэтому оптимальным решением будет, если раз в 15 минут спрашивать, как у него продвигаются дела, а затем увеличивать данный интервал. Иначе говоря, не нужно ходить вокруг него в ожидании «буксировки». Ребенок должен самостоятельно отслеживать подобные моменты. И, разумеется, не забывайте хвалить и ценить самостоятельность и усилия, прилагаемые им.

Организуйте рабочее пространство

Согласно исследованиям, рабочее место, которое визуально человеку приходится по вкусу, увеличивает эффективность на 15-20%. Предложите ребенку обустроить рабочий уголок или сделайте это сами. Будучи в специально отведенном месте, где все, как говорится, лежит на своих полочках, у ребенка само появится желание сделать там уроки или учебные проекты.

Выберите оптимальное время

Весьма вероятно, если спросить ребенка, когда и как ему удобнее выполнять заданные уроки, у него найдется весьма четкий и конкретный ответ. Первым комфортнее всего делать задания сразу после школы, сидя за рабочим столом, вторым – по пути на секцию, третьи – по завершению небольшого отдыха или прогулки. Ребенок подбирает время, исходя из собственного ощущения усталости и готовности к умственному труду. Кроме того, если заставлять ребенка, то для него домашнее задание будет равноценно настоящей каторге.

Не откладывайте самое сложное напоследок

Существует совет, который работает для большинства детей – приступать в первую очередь с самого трудного. Дело в том, что мозговые ресурсы, ответственные за самоконтроль, лучше работают тогда, когда человек только приступает к выполнению обязанностей. «Домашку» данное правило не обходит стороной, поэтому предпочтительно сначала заняться сложной задачей: решить ее в конце будет гораздо труднее.

Договаривайтесь, но не торгуйтесь

Дети живут эмоциями, реагируют преимущественно инстинктивно. У них задействована в большей степени интуиция, чем разум, в связи с чем поступки отличаются непредсказуемостью, и взрослым редко удается предугадать их и понять. Из-за этого родители используют запреты и нравоучения, однако договориться можно с каждым, даже с бунтарем. Не кричите, не сюсюкайтесь и не торгуйтесь. Придите к соглашению, где обе стороны выполняют условия и несут ответственность за свои действия.

Перескажите, а не требуйте

Иногда в процессе подготовки к серьёзной контрольной или проверки домашнего задания родители прежде всего требуют от ребенка знаний – мол, прочитай параграф, запомни и расскажи. Впрочем, далеко не всегда получается усвоить таким образом материал и уж тем более запомнить его надолго. Если на самом деле хотите помочь и не потратить пару часов на зубрешку, то просто перескажите напечатанное в учебнике своими словами. Так, ребенок гораздо быстрее усвоит материал, а новые знания отложатся на подкорке.

Не бойтесь перенаправлять к учителю

В ходе разъяснений ребенок может не понять родителя, потому что примеры решения отличаются от тех, что указаны в учебнике. Иногда это приводит к конфликтным ситуациям. Ко всему прочему, далеко не у всех имеется талант преподавания. Порой дети попросту стесняются подойти к учителю и попросить объяснить пройденное в классе еще раз. Однако нет ничего плохого в том, чтобы направить ребенка к преподавателю за дополнительным консультированием. Он не только сможет развеять собственные опасения и победить стеснение, но и получить корректные ответы на свои вопросы.

Читать все материалы