Объективные новости через призму совести

Килограмм молока и девять яиц вместо десяти: почему происходит шринкфляция?

23 февраля 2023
Килограмм молока и девять яиц вместо десяти: почему происходит шринкфляция?

Автор: Александра Миллер

Потребители нечасто обращают внимание в магазине на торговые этикетки, тогда как немало полезной информации, помимо состава продуктов, можно на них отыскать. Так, незаметно для покупателей на полках происходят различные «изменения», напрямую влияющие на итоговый чек. Например, сегодня на стеллажах можно заметить бутылки с молоком с надписью «1 кг» вместо привычной «1 л». Такое «скромное» и поначалу незаметное изменение позволяет наливать в бутылку меньше продукта, однако продавать ее за прежнюю стоимость. Подобный процесс называется шринкфляция, и в России она абсолютно не в новинку.

Что это такое и как появляется?

Шринкфляцией называется процесс, в ходе которого производитель уменьшает объем товара в упаковке при сохранении цены. По сути, речь идет о маркетинговом ходе под названием дайнсайзинг. Упаковка не видоизменяется, а объем, в свою очередь, незначительно снижается. Как итог: «девятки» яиц, бутылка газировки по 0,9 л и шоколадки весом всего лишь 80 г вместо знакомых 100 г.

Нередко шринкфляция касается продуктов питания, но также ей могут быть подвержены и непродовольственные товары: косметика, бытовая химия. Чтобы сохранить упаковку неизменной, производители прибегают к различным схемам. К примеру, дно бутылки приходится делать выпуклым, а плитки шоколада – тоньше. Многие покупатели попадаются на такие уловки, даже не замечая их, поскольку часть не ознакамливается с информацией об объеме продукта.

Фактически шринкфляция является одним из видов скрытой инфляции, происходящей по аналогичным причинам, что и открытая: рост спроса или дефицита, увеличение издержек производителей, удешевление национальной валюты, понижение ключевой ставки. Отличается она тем, что отражается не в росте цены на прилавках, а в уменьшении упаковок.

Используют данный прием для удержания покупателей. В случае если издержки бизнеса возрастают, ему необходимо повышать цену для компенсации новых затрат. Впрочем, рост цен за упаковку может испугать, встревожить потребителя. Тогда производители идут на хитрость: создают иллюзии неизменности, тогда как покупатель со временем привыкает к снизившимися объемам.

Уже было?

Явление зародилось в США в 1970-х годах в период экономического кризиса. Сегодня оно распространено в ряде стран. Возьмем к примеру Великобританию, где жители сетуют, что в упаковки не докладывают печенье и куриные наггетсы. В России шринкфляция тоже уже случилась и не единожды. В первый раз это произошло в 2014. Тогда из-за санкций и экономической нестабильности инфляция в стране составила 11,4% Напомним, что в 2022-м она достигла 11,94%. Следующий всплеск был отмечен в 2019 на фоне повышения НДС 18% до 20% и последующей нагрузки на продавцов.

Плохое или хорошее явление?

Откровенно говоря, назвать дайнсайзинг исключительно положительным или отрицательным явлением нельзя. Дело в том, что шринкфляция – одна из форм инфляции, которая является естественным для рыночной экономики процессом. Вместе с тем стоит помнить, что всякий рост цен бьет по кошельку покупателей и превращается в опасную угрозу, когда доходы населения не растут вслед за ценами. При таком сценарии уровень жизни граждан падает, ведь они могут позволить себе все меньше и меньше. В подобных условиях дайнсайзинг становится опаснее, поскольку далеко не все могут распознать его и впоследствии правильно рассчитать новые траты.

И все же не следует судить производителей и маркетологов очень строго. Не все из них прибегают к этому методу из чувства всеобъемлющей жадности. Нередко это попросту вынужденная мера для продавцов, которые тоже хотят заработать, если повышается НДС или, как оно происходит сегодня, растут цену. Так или иначе, лучше уменьшить объем, нежели чем ухудшить качество продукта.

Чтобы заметить маркетинговые уловки и защититься от шринкфляции, во-первых, покупателям придется изучать данные на упаковке. Во-вторых, сравнивать стоимость одинаового объема. Например, что выгоднее купить: пачку масла в 180 грамм за 140 рублей или со скидкой 200 грамм за 210 рублей? Ответить на данный вопрос легко. Следует лишь посчитать стоимость 100 грамм двух пачек. 140 умножаем на 10 и получаем 1400 за 1800 грамм. Потом 1400 делим на 18 и получаем 77,8 рублей – цена за 100 грамм первого брикета. По такой же схеме считаем стоимость 100 грамм второй пачки. Получается, потребитель отдаст, несмотря на скидку, больше: 105 рублей. Таким образом покупатель сможет делать осознанный выбор в пользу товара того или иного производителя.

Читать все материалы