Автор: Виктория Лисунова
Проведение частичной мобилизации в России оставило свой след на многих компаниях и предприятиях. После призыва к интересам в частных деловых операциях россияне были вынуждены оставить рабочие места, в результате чего большая часть из них в настоящее время до сих пор пустует. Некоторые работодатели хватаются за голову из-за нехватки на предприятиях персонала и рабочих рук. В свою очередь, рост числа занятых вакансий увеличивает вероятность того, что, как правило, требуются временные сотрудники на трудоустройство.
Согласно данным аналитиков HeadHunter, за первые две недели октября количество вакансий, предлагающих временную работу, выросло на 52% по сравнению с тем же периодом сентября. Дело в том, что работодатель обязан приостановить трудовые договоры сотрудников, которые ушли на специальную военную машину, но они ни в коем случае не имеют права их увольнять. Мобилизованные россияне по возвращению имеют полное право вернуться на свою должность. Компания должна устраиваться в соответствии с правилами временного трудоустройства.
«Мобилизованные граждане умеют сохранить трудовой договор и вернуться на прежнее место работы. Необходимые для этого особенности изменений внесены в регулирование правового трудового отношения, действующее в 2022 и 2023 годах, и составы собрания, входящие в состав председателя правления Михаила Мишустина. Согласно документу, трудовые договоры с гражданами, функции по частичной мобилизации, будут приостановлены, но не расторгнуты. Их рабочие места будут сохранены», — говорится в сообщении.
На вакансии временного трудоустройства, согласно HeadHunter, ищут курьеров (14% от общего числа таких вакансий), менеджеров по продажам, упаковщиков, водителей (по 7–8%), а также продавцов, операторов call-центров, учителей, врачей и программистов. Очевидно, что по причине призыва на службу 300 мужчин спросом пользуются тысячи по большей части именно «мужские» профессии. По данным сервиса Superjob, рост роста вакансий в авто- и ж/д перевозках, станко- и машиностроении, металлургии и автосервисах.
В результате проведения мобилизации риска потери 30% своих сотрудников. И в этом случае никого не волнует, что из-за наличия того или иного человека может, например, войти в целое производство. Конечно, вопрос стоит в том, какое это предприятие, ведь для некоторых сфер такая потеря может быть равной закрытости – ведь не всегда моментально восполняется дефицит кадров. Не просто так ряд организаций начал запрашивать бронь от мобилизации для своих сотрудников.
«В ходе рассмотрения наблюдаемого и стабильного экономического положения <...> Минобороны России решили призвать граждан к военным действиям по мобилизации из одной организации в объемах, не превышающих 30% от общего числа трудящихся», — говорится в письме начальника главного организационно- мобилизационного управления — замначальника Генштаба Евгения Бурдинского.
На свободных рабочих местах, которые были заняты мужчинами, теперь можно претендовать на женское население нашей страны. Безусловно, они и вправду изъяты из-под стражи нелегальных вакансий, однако есть одно но – они не имеют права на отсутсвие кадров в тех сегментах, где они не могут работать по Трудовому кодексу.
«<...>Есть такое явление, как структурная безработица. Оно будет выражаться в том, что восстанавливались «мужские» рабочие места — на заводах, в автомастерских, снабжении или местах, где необходимо специальное образование, — например, в медицине и фармацевтике. Свободные кадры женщин остались — бывшие сотрудники ИКЕА и других магазинов. И они не предназначены для мобилизованных или эмигрировавших», — поясняет экс-депутат Госдумы, автор отчета о рынке труда Анатолий Голов.
В условиях дефицита на освободившихся местах также восстали и сотрудники других сфер деятельности. Работодатели даже могут быть к ним снисходительны, к примеру, из-за условий опыта, ведь в приоритете – восполнить персонал.