Автор: Виктория Лисунова
Последний год мы активно наблюдаем за тем, как многие публичные люди, журналисты, новостные издания и организации попадают в список иностранных агентов, при этом получить такой статус вполне может и обычный гражданин. Совсем недавно не было даже какого-то отдельного закона, который бы регулировал деятельность иноагентов, однако с 1 декабря 2022 года такой закон вступил в силу, и имеет название «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем закреплены ограничения для тех, кто приобрел статус иноагента, но, впрочем, могут быть введены и дополнительные.
Согласно данному закону, иностранный агент – это лицо, получившее поддержку из‑за рубежа или находящееся под иностранным влиянием и занимающееся в России политической деятельностью, целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ или распространением сообщений и материалов для неограниченного круга лиц. Люди и организации, получившие статус иноагента, заносятся в единый реестр. На сегодняшний день он состоит из 529 пунктов. Стоит подчеркнуть, что за 2022 год туда добавилось 207 строчек – это рекордное число, за 2021 год эта цифра составляла 132 пункта.
Безусловно, что это не просто приобретенный статус, о котором важно не забывать упоминать, маркируя производимые материалы (иначе будьте добры заплатить штраф), но также и приобретенные ограничения на осуществление деятельности. Так, иноагентам нельзя осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних или педагогическую — в государственных и муниципальных образовательных организациях. Причем, многие люди, занесенные в этот реестр, ранее неоднократно приглашались спикерами в образовательные учреждения или были там действующими преподавателями. Кроме того, иноагенты не имеют права производить информационную продукцию для несовершеннолетних – это объясняют тем, что такие материалы способны причинить вред здоровью и развитию детей.
Иноагенты сейчас также не могут принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности; осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и деятельность по обеспечению ее безопасности; участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы. Кроме того, им нельзя применять упрощенную систему налогообложения. Председатель Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев подчеркивал, что предоставлять какие‑либо льготы и преференции людям и организациям, которые продвигают в нашей стране интересы иностранных, и чаще всего недружественных нам, государств – неправильно.
Несмотря на то, что в России работа иноагентов не запрещена, их деятельность продолжает подвергаться давлению. Было высказано предложение о создании еще одного экономического ограничения, более глобального характера – о закрытии банковских счетов и бизнеса граждан, признанных иностранными агентами. Депутат ГД от ЛДПР и замглавы думского комитета по безопасности Андрей Луговой заявлял, что пока мы не закроем финансовое окно возможностей для иноагентов и прочих русофобов, они так и будут зарабатывать на России и в России.
Вступить в силу также может и еще одно ограничение – запрет иноагентам участвовать в государственных аукционах по реализации драгметаллов и драгоценных камней. С таким предложением выступил Минфин РФ, его цель – совершенствование реализации на внутреннем рынке драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.