Автор: Виктория Лисунова
Социальная сеть TikTok завоевала внимание миллионов пользователей, живущих по всему миру, несмотря на то, что изначально приложение было ориентировано лишь на китайскую аудиторию. Для множества людей TikTok стал платформой для творческого самовыражения, общения, передачи своих знаний, а также для привлечения внимания к актуальным проблемам и трансляции собственного мнения на этот счет. Однако несмотря на существующие плюсы и особенности соцсети, власти некоторых стран видят в нем угрозу для своих граждан, поэтому в срочном порядке стремятся к блокировке TikTok на территории государства.
TikTok является китайским приложением, которое было создано в 2016 году китайской компанией ByteDance, а уже в 2017 году сервис был запущен и за пределами Китая. Несмотря на то, что во всем мире соцсеть известна пользователям как TikTok, в Поднебесной она имеет название Douyin (Доуинь). Буквально за несколько лет после создания приложение обрело широкую популярность и стало самой быстрорастущей соцсетью во всем мире. На первый взгляд, TikTok - это всего лишь платформа для создания и просмотра видеоконтента, какую опасность она может представлять для граждан?
На сегодняшний день TikTok частично или полностью запрещен в некоторых странах по инициативе властей. Так в 2020 году в Индии популярный китайский сервис был навсегда заблокирован в частности из-за того, что он наносит ущерб суверенитету и целостности государства, кроме этого он угрожает ее безопасности и общественному порядку. Вместе с TikTok было заблокировано еще 58 китайских приложений. Все из-за напряженных отношений на границе Индии и Китая.
“Действия в отношении китайских приложений были предприняты на основе индийского закона об информационных технологиях в связи с деятельностью, наносящей ущерб суверенитету и целостности Индии, а также безопасности государства и общественному порядку. Запрет был введен также из-за недовольства реакцией китайских компаний на запросы Индии относительно их метода сбора и обработки данных, обеспечения конфиденциальности и безопасности этих сведений”, - отметили в министерстве электроники и информационных технологий Индии.
В 2022 году TikTok был заблокирован сразу в нескольких странах. В Афганистане радикальное движение “Талибан” (признано террористической организацией в РФ), которое захватило власть в стране, запретило доступ к соцсети в целях предотвратить введение молодого поколения в заблуждение. В Пакистане же, где было зарегистрировано 19 миллионов активных пользователей, приложение было заблокировано “в связи с многочисленными жалобами различных частей общества на аморальный и непристойный контент”.
Частично соцсеть заблокирована в Канаде - там использование TikTok запрещено на государственных мобильных устройствах. В целях безопасности установка приложения запрещена и на устройствах официальных лиц ЕС. В США же считают, что TikTok угрожает национальной безопасности, внешней политике и экономике страны, поэтому там запрещено использование приложения на устройствах, предоставленных федеральным правительством. Сейчас же активно ведется разговор о полном запрете соцсети в стране, если ByteDance не продаст свою долю американской компании.
В свою очередь гендиректор TikTok Шоу Цзы Чу высказался касаемо опасений США о сборе конфиденциальных данных: “TikTok никогда не делился и не получал запроса на передачу данных пользователей из США китайскому правительству. И TikTok не удовлетворил бы такой запрос, если бы он когда-либо был сделан. Позвольте мне заявить это недвусмысленно: ByteDance не является агентом Китая или какой-либо другой страны”.
В марте 2023 года число ежемесячно активных пользователей TikTok в США достигло 150 миллионов человек. В связи с этим важно понимать, что блокировка социальной сети вызовет недовольство многих американцев. Ведь для большинства - это уже не просто приложение с видеороликами разной тематики, а источник заработка, вдохновения, развития. К слову, после блокировки TikTok в России некоторые блогеры и инфлюенсеры переехали за границу, в том числе и в Америку, как раз ради возможности публиковать и продвигать свой контент.