Объективные новости через призму совести

Отчет маркетплейсов о качестве: поможет ли это в борьбе с нелегальной продукцией?

5 июня 2023

Автор: Виктория Лисунова

Для многих россиян уже не новость, что маркетплейсы переполнены огромным количеством контрабандной продукции, из-за чего у покупателей все чаще возникает вопрос — покупают ли они качественный товар или вместо него им пытаются продать какую-то дешевую подделку? Дело в том, что это имеет особое значение, ведь через Интернет приобретается совершенно разная продукция, в том числе и товары, предназначенные для детей. Уверенность в качестве в свою очередь дает уверенность, что та или иная продукция не навредит здоровью, а для этого важно наличие соответствующего подтверждения — сертификата качества.

Порой сориентироваться в огромном многообразии товаров, которое предлагают такие крупные маркетплейсы как Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, AliExpress или СберМегаМаркет бывает нелегко. При этом довольно часто случается, что одинаковая продукция представлена у разных продавцов — кому из них стоит доверять? Очевидно, что покупатель в первую очередь обращает свое внимание на стоимость товара, а только потом уже на все остальное. Но одна из основных вещей, которой должен также поинтересоваться человек — это наличие сертификата качества, подтверждающего, что товар полностью соответствует всем установленным требованиям и стандартам.

По-другому сертификат качества еще называют сертификатом соответствия. Этот официальный документ оформляется специальным аккредитованным органом по сертификации после успешного прохождения товаром многоуровневой экспертизы. Стоит отметить, что в сертификате качества содержится информация о продукции, ее изготовителе и поставщике, нормативных документах, на соответствие требованиям которых была проверена продукция, кроме того в документе можно также найти сведения об органе по сертификации, который выдал этот документ, основаниях для выдачи и сроке действия сертификата, который в свою очередь может составлять от одного года до трех лет или же может распространяться лишь на конкретную партию товара.

Один из способов, как очистить рынок от недобросовестных продавцов и их нелегальной продукции, предложила депутат от партии «Единой России» Татьяна Буцкая. Она выступила с инициативой, чтобы обязать маркетплейсы давать ссылки на сертификаты и декларации товаров, располагающиеся на сайте Росаккредитации: «Сертификаты и декларации товаров подтверждают: продукция соответствует обязательным требованиям, она безопасная и качественная. На часть потребительских товаров производители обязаны представлять эти бумаги рознице. Ритейлеры в свою очередь такую информацию доводят до потребителя. У него должна быть возможность удостовериться, что перед ними легальный документ. Поэтому мы предлагаем обязать онлайн-розницу делать ссылку на реестр Росаккредитации, который доступен в Сети», — рассказала депутат «Единой России» Татьяна Буцкая.

Вероятно, соответствующие меры на первом этапе позволят избавиться лишь от части нелегальной продукции, исключить же сразу из оборота весь контрабандный товар таким способом будет сложно — его количество увеличилось после разрешения механизма параллельного импорта. Согласно мониторингу представителей «Общественной потребительской инициативы» 450 продавцов онлайн-площадок, на 1 марта 2023 года доля нелегальных торговцев обувью на Wildberries достигла 47%, парфюмерии — 66%, воды — 58%. На Ozon показатель варьируется в диапазоне 8–13%, на «Яндекс Маркете» — 4–7%.

Выводить из оборота нелегальную продукцию стараются и сами онлайн-площадки. Таким образом, в 2022 году Wildberries позволил продавцам получить специальную галочку в карточке товара, если в его характеристиках будет указана дата выдачи и срок действия сертификата качества, а также будет пройдена проверка Росаккредитации. В свою очередь Ozon открыл раздел товаров с «Честным ЗНАКОМ», внутри которого собраны только проверенные позиции с кодом маркировки. Кроме того, с 1 марта 2023 года маркетплейсы несут ответственность за распространение через свои онлайн-площадки контрафактной продукции, а также немаркированного товара.

В заключении следует отметить, что вытеснить продукцию несоответствующего качества получится лишь комплексно — благодаря работе Минэкономразвития и работе самих маркетплейсов.

Читать все материалы