Автор: Виктория Лисунова
После начала специальной военной операции (СВО) на территории Украины многие зарубежные производители прекратили продажу своих автомобилей в нашей стране. Их заводы в России были проданы, официальный ввоз машин из-за границы фактически прекратился, в связи с отсутствием поставок закрылись и дилерские центры. В результате введенных в марте 2022 года санкций появилась необходимость в запуске механизма параллельного импорта.
Основное преимущество параллельного импорта — это возможность ввоза в страну товаров без наличия согласия правообладателя товарного знака. Почему в России прибегнули к такому способу в рамках купли-продажи авто? Дело в том, что такой способ позволяет расширять ассортимент авторынка теми машинами, поставка которых осуществлялась в нашу страну ранее конца февраля 2022 года, это в том числе касается и новых, только сошедших с конвейеров заводов, моделей автомобилей. Безусловно раньше было намного проще и, что немаловажно, надежнее совершить такую серьезную покупку, ведь в Россию автомобили привозились официальными импортерами брендов, некоторые же собирались непосредственно на заводах иностранных автобрендов, находящихся в внутри нашей стране. Продажа таких машин осуществлялась через сеть официальных дилеров марки, что исключало риск приобретения подделок или некачественного товара.
Стоит подчеркнуть, что параллельный импорт автомобилей в Россию был запрещен еще в 2009 году. Компании были заинтересованы в максимальном контроле над продажами и выступали против серого импорта, поэтому ввоз продукции бренда без разрешения правообладателя был исключен. Однако санкции заставили пересмотреть эти условия, и уже весной 2022 года в список разрешенных марок для осуществления параллельного импорта вошли большинство крупнейших автомобильных компаний. Сейчас машины приобретаются как физическими, так и юридическими лицами у продавцов за границей, проходят таможенную очистку и продаются россиянам.
Но за это время правила осуществления процедуры постепенно претерпевают некоторые изменения. Так, перечень автобрендов, разрешенных для ввоза в Россию постоянно пересматривается, что приводит к сокращению списка. С 1 октября 2023 года Минпромторг запретил подобную схему поставок для машин концернов, которые не ушли из России и продолжают импортировать автомобили официально. Речь идет о дорогих автомобилях китайских брендов — теперь ввозить премиальные модели Geely, Hongqi и Voyah станет гораздо сложнее. Тем не менее, нововведения не коснулись корейских, японских и европейских концернов, которые к настоящему времени покинули российский рынок на фоне международных санкций после событий февраля прошлого года.
До 2023 года премиальные китайские машины возили исключительно по параллельному импорту. На сегодняшний день в России многие из них уже представлены официально, но их цена на порядок выше той, которую покупателям предлагают серые дилеры. Это происходит за счет того, что при параллельном импорте продавцы не выходят на официальный рынок и не вкладывают деньги в сервисную сеть продаж, поясняет автоэксперт Петр Шкуматов. Таким образом на соответствующие автомобили отсутствует гарантийный срок обслуживания.
«В последнее время сложилась общепринятая схема работы официальных дилеров с производителями автомобилей из КНР, выстроены логистические цепочки, налажены каналы поставок моделей. Вместе с тем существует и неофициальный ввоз китайских моделей в нашу страну, в том числе частными лицами. Несмотря на кажущуюся выгоду предложений о покупке таких машин, их приобретение несет определенные риски: это и отсутствие гарантии, и сложности с их русификацией. Кроме того, на такие сделки не распространяется действие закона «О защите прав потребителей», — заявил вице-президент, исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Жигалов.
Директор китайского дивизиона China Car Club Александр Сероштанов подчеркивает, что пока официальные дилеры и альтернативные поставщики практически не пересекаются по модельному ряду. Однако власти постараются создать такие условия, чтобы альтернативный импорт автомобилей, официально представленных в России, стал не выгоден.