Объективные новости через призму совести

Сервисы хотят обязать предупреждать о списаниях за подписку: как бизнес встретил законопроект?

25 марта 2023
Сервисы хотят обязать предупреждать о списаниях за подписку: как бизнес встретил законопроект?

Автор: Виктория Лисунова

В Госдуме хотят обязать онлайн-сервисы уведомлять о списании средств за подписку путем отправки push-уведомлений и электронных сообщений. Законопроект планируется внести на рассмотрение в парламент до конца весенней сессии. 

9 марта в АНО «Цифровая экономика» прошло совещание по законопроекту о регулировании уведомлений о списаниях за подписку на интернет-сервисы. Речь идет о подписке на онлайн-кинотеатры, музыкальные и стриминговые платформы, а также другие сервисы, предоставляющие платные услуги по подписке. Автором документа выступил депутат от «Единой России» Антон Немкин.

Бывало ли у Вас так, что Вы, однажды подключив на каком-либо сервисе подписку с «бесплатным пробным периодом», ненароком забывали о том, что через определенное количество времени срок действия этой подписки закончится, а она, в свою очередь, автоматически продлится, причем без Вашего ведома и уже за плату? Уверены, что да. В Госдуме тоже это заметили и начали обсуждать законопроект, фактически лишающий бизнес большого процента дохода, который они зарабатывали на так называемых «спящих клиентах».

Изначально, законопроект начали разрабатывать еще в марте прошлого года. Он предусматривал поправки в закон «О защите прав потребителей». Тогда в документе сообщалось, что онлайн-сервисы за день до предполагаемого списания денежных средств должны будут уведомить об этом клиента, а также предоставить сразу в сообщении прямую ссылку на отключение такой подписки. Однако, тогда законопроект встретил серьезное противодействие и его решили отложить из-за недовольства представителей бизнеса. Они стали возмущаться, объяснив это тем, что данное нововведение сильно скажется на их потенциальном доходе. «Мы предлагали, например, уведомлять пользователей за один день до списания средств и сразу же в этом же сообщении указывать ссылку для отключения платной подписки. Потому что вы сами, я думаю, замечали: чтобы подписаться на какие-то услуги, проблем нет, а вот чтобы отписаться, нужно порой сделать десять кликов, а то и больше. Бизнес нам по этому поводу высказал свои опасения. По их словам, постоянная рекомендация пользователям отказаться от платных услуг приведет к сокращению клиентской базы», — сообщил автор законопроекта Антон Немкин.

Тем не менее, спустя год обсуждений, Немкин заявил, что пожелания бизнеса учли и теперь в новой редакции предполагается, что сервисы все еще должны предупреждать пользователей о предполагаемом списании денежных средств, но вместо «ссылки-отключения» будет ссылка на пользовательское соглашение, а вместе с ней информация о подписке. «Их можно понять: действительно есть ведь те, кто сознательно пользуется лакунами в законодательстве, чтобы вытягивать побольше денег из пользователей, а есть те, кто о них, возможно, и не знает или использует неумышленно. В этой ситуации лучше попытаться как-то смягчить требования, привести их к виду, который устроил бы всех, чем случайно наказать одного виновного и девять невиновных», — отметил Немкин. Однако, как заявил депутат, даже в таких условиях у сервисов останется возможность каким-либо образом обходить требования обязательной рассылки. В этой связи у парламентариев на первоначальном этапе стоит задача «выстроить модель» и «тщательно проанализировать как строится работа с пользователем».

Как отмечают юристы, опрошенные корреспондентом «Голос Совести», в случае автоматического списания денег за подписку без Вашего уведомления, Вы можете потребовать от сервиса вернуть денежные средства в досудебном порядке путем направления претензии. Если же в досудебном порядке решить данный вопрос не получится, то придётся обращаться в суд за восстановлением нарушенных прав. По смыслу положений ст. 782 Гражданского Кодекса РФ и ст. 32 Федерльного закона «О защите прав потребителей», Вы вправе отказаться от исполнения договора в любой момент, при условии того, что оплатите часть понесенных исполнителем расходов за уже использованный период. Тем самым, денежные средства должны быть возвращены за неиспользованный период активной подписки. Тем не менее, юристы советует заблаговременно заботиться об отключении таких услуг, дабы избежать лишних проблем.


Читать все материалы