Объективные новости через призму совести

Совершенствование или отмена: какая судьба ждет ЕГЭ?

23 марта 2023
Совершенствование или отмена: какая судьба ждет ЕГЭ?

Автор: Виктория Лисунова

Из года в год дискуссии касаемо Единого государственного экзамена (ЕГЭ) не прекращаются, а после выхода России из Болонского процесса в прошлом году – граждане все чаще начали обсуждать возможность его отмены. Процедура сдачи ЕГЭ ежегодно переживает изменения, что зачастую не радует ни выпускников школ, ни их родителей, ни самих учителей, которые их готовят. Полный отказ от такого рода государственного экзамена – процесс не быстрый и совсем непростой, так может его просто следует усовершенствовать, чтобы он начал устраивать всех? Следует подробней разобраться в этом вопросе.

Многие заблуждаются, когда думают, что ЕГЭ является частью Болонской образовательной системы. Однако это не так, поэтому если после выхода России из Болонского процесса сразу заговорили о переходе к национальной системе образования, то на процессе проведения государственного экзамена это событие вовсе никак не отразилось. Несмотря на то, что ЕГЭ является национальным экзаменом, который построен на отечественных образовательных стандартах, некоторые считают, что его отмена могла бы изменить подход к оценке знаний учеников в лучшую сторону.

Все дело в том, что задания в ЕГЭ в основе своей содержат шаблонны. В процессе подготовки к экзамену выпускник решает однотипные упражнения, что, безусловно, лишает его возможности проявиться и показать свои реальные знания по тому или иному предмету, что может стать препятствием в ближайшем будущем. Чаще всего случается, что при поступлении в высшее учебное заведение студентам говорят, чтобы они перестали мыслить так, как их научили мыслить при решении ЕГЭ. Вероятно, с этим могло бы справиться возвращение выпускных экзаменов в школы и вступительных испытаний в вузы независимо от специальности.

«Совершенно очевидно, что ЕГЭ надо переформатировать, отказаться от него в пользу другой экзаменационной формы и, думаю, так и будет. Это вопрос времени. Сейчас для начала надо, на мой взгляд, отвязать выпускные экзамены от вступительных. Вывести из школьной системы. Вернуть выпускные экзамены в школы, на основании которых будет выдаваться аттестат о среднем образовании. И предоставить право проведения вступительных испытаний ВУЗам и учреждениям СПО по единым требованиям и единым экзаменационным билетам. <…> Насколько я могу судить по обращениям, которые получаю от представителей родительского и педагогического сообществ и самих учеников, ЕГЭ мало кого устраивает. И причин на то много», — отметила первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению, член комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Яна Лантратова.

Однако все же отмена ЕГЭ в России не обсуждается, об этом заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Государственный экзамен ждет судьба совершенствования, потому что в этом и правда есть необходимость. Ведь школьники должны получать новые знания, мыслить шире, а не быть сконцентрированы на том, где лучше поставить галочку. Президент России Владимир Путин подчеркнул, что Министерство науки и высшего образования, министерство просвещения вместе с общественностью, вместе с ректорами высших учебных заведений думают над тем, как улучшить эту систему.

«У ЕГЭ есть много минусов, я знаю. И многие наши граждане возмущаются начетничеству, которое имеет место быть в этой системе. Это правда, это существует. Но с другой стороны, это открывает возможности для очень многих детей с периферии. <…> Потому что в некоторых городах развивается среднее и высшее образование, но не так, как в традиционных образовательных центрах, в миллионниках. Для них - детей с периферии - открываются возможности учиться в ведущих высших школах страны. Именно с помощью ЕГЭ», — отметил глава государства Владимир Путин.

Согласно результатам опроса сервиса SuperJob, в том, что ЕГЭ необходимо отменить, убеждены 2 из 3 россиян (66%). Лишь 16% считают, что ЕГЭ — это достойная замена устаревшей традиционной форме аттестации. По их наблюдениям, введение унифицированного тестирования резко снизило уровень коррупции при поступлении в вузы и сделало высшее образование более доступным для школьников из регионов.


Читать все материалы