Автор: Виктория Лисунова
На телевидении, в печатных СМИ или на радио журналисты и ведущие придерживаются в своей коммуникации определенного стиля речи — публицистического. По другому его еще называют официальным стилем СМИ. В силу того, что они вещают на широкую аудиторию, у них формируется понимание, какие слова они могут употреблять, а какие нет. Однако в последнее время участились случаи, когда телеканалы и радиостанции жалуются на полученные произвольные штрафы за так называемые «грубые выражения» в эфире. В связи с этим появилась потребность в создании перечня конкретных слов, использование которых было бы запрещено в СМИ.
В связи с участившимися жалобами со стороны телеканалов и радиостанций в Роскомнадзор обратилась торгово-промышленная палата РФ с просьбой составить список бранных слов, запрещенных к использованию в СМИ. На сегодняшний день проблема заключается в том, что Роскомнадзор усилил контроль за использованием бранной лексики, однако нормы закона «настолько неопределенны, что порождают возможность их произвольного толкования». В письме Сергея Катырина, главы ТПП, адресованному Роскомнадзору, подчеркивается, что «квалификация того или иного слова и выражения как бранного определяется ситуативно». Именно это и усложняет ситуацию, потому что непонятно, за что конкретно представители медиабизнеса сейчас могут получить штраф.
Стоит отметить, что в 2013 году Роскомнадзором был составлен список конкретных слов недопустимых к употреблению в средствах массовой информации. При этом отмечалось, что замена некоторых букв нецензурного термина многоточием не избавляет от ответственности, но в таком случае приемлемо использование такой формулировки, как «слово на букву «б». В отношении слов из списка и их произвольных все понятно — здесь присутствует конкретика. Однако сейчас появилась потребность в разработке единого справочного материала, куда бы вошло большее количество слов и выражений.
Существование конкретного словаря позволило бы стать основанием для назначения штрафов для СМИ, потому что на сегодняшний день оно отсутствует. Однако сделать это достаточно сложно, потому что эмоциональный окрас слов в русском языке находится в прямой зависимости от речевой ситуации, интонации или тона говорящего. Кроме того, стоит понимать, что в нашем богатом языке существует еще и инвективная лексика. В связи с этим есть вероятность того, что составленный справочник просто не сможет предусмотреть все возможные варианты употребления.
На самом деле масштаб серьезности в данном вопросе также заключается в том, что речевая культура в СМИ за последние годы заметно ухудшилась. Раньше речь людей, работающих на телевидении или в печатных изданиях, для всех была примером идеальной грамотной речи. Свой отпечаток на этом оставил современный язык, в котором сейчас часто встречаются англицизмы, жаргонизмы, просторечия и само с собой обсценная лексика. В случае если не будет пресекаться употребление неграмотной речи и бранных слов в СМИ, то речевая культура аудитории тех или иных источников заметно понизится понизится.
Отдельное внимание следует уделить речевой культуре блогеров. Хоть они не являются СМИ (но в прошлом году у них появилась возможность добровольно регистрировать свои страницы в соцсетях в качестве СМИ), аудитория, которая за ними следит, достигает тысячи, а то и миллионов пользователей совершенно разных возрастов. На сегодняшний день отчасти именно блогеры оказывают влияние на мировоззрение, образ жизни, а также и на качество речи детей и молодежи. По этой причине их публикации точно также должны контролироваться на наличие бранной лексики.
Составлением примерного перечня слов и выражений, которые грубыми не являются, но могут быть таковыми в определенном контексте, займутся филологи. Важно, чтобы представители средств массовой информации в первую очередь сами ответственно подходили к качеству предоставляемого контента для своих зрителей и читателей, чтобы исключить возникновение всевозможных конфликтных ситуаций.