Автор: Миллер Александра
В Роскачестве рассказали, что ГОСТ на форму школьников появится в стране уже во втором полугодии следующего года. Однако новый стандарт будет не только описывать, что входит в понятие формы, а также предъявит ряд требований к одежде. Откуда же появилась идея создать ГОСТ, кто выступает против и что думают об этом эксперты и родители?
Что предлагается?
В 2024-м эксперты из Роскачества должны представить окончательную редакцию стандарта на форму, главная цель которого заключается в том, чтобы не допустить использование материалов низкого качества в ходе изготовления одежды. Стандарт определит ассортимент и требования к форме, ее материалам и маркировке самих изделий. В комплекте будут: блузка, жилет, пиджак, кардиган, джемпер, свитер, рубашка, платье, брюки и шорты.
Организация на пару с Минпромторгом каждый год проводит исследования. Результаты очередной «проверки» выявили низкую гигроскопичность и воздухопроницаемость у одежды, используемой школьниками. Тогда Роскачество призадумалось об ужесточении требований. Это нужно как минимум для того, чтобы ребенок не потел. В ГОСТе будут прописаны качественные характеристики: прочность, стойкость к истираемости, способность образовывать катышки и изменять размеры после стирки. Не забыли даже упомянуть про небезопасность ношения качественных полушерстяных тканей с синтетической подкладкой, которая соприкасается с кожей детей.
Отзывы и комментарии
Далеко не все отнеслись к инициативе с открытым оптимизмом. Дело в том, что производители считают, что погоня за более натуральными тканями приведет не только к удорожанию изделий, но и снижению их износостойкости. Кроме того, у зимней детской одежды не может быть тех свойств воздухопроницаемости, требуемых ГОСТом, так как детей попросту продует. Не менее важен и тот факт, что увеличение защитных свойств одежды происходит за счет использования разных химических компонентов в тканях, а их как раз и не разрешает ГОСТ. Таким образом, улучшение требований может стать прямой причиной ухудшения потребительских и эксплуатационных свойств одежды.
Имеются и иные шероховатости. Например, в стране уже действует техрегламент о безопасности продукции, предназначенный для подростков и детей. По сути, предлагаемый ГОСТ дублирует его по важным показателями, а по части условий они, напротив, противоречат друг другу. Так, по отечественному стандарту воздухопроницаемость основных материалов с подкладкой должны быть не ниже 40%, но техрегламент на изделия 3-го слоя данный показатель не нормирует.
Стоит сказать, что производители формы стали закупать более бюджетные китайские и турецкие синтетические ткани, что делает саму идею ГОСТа не такой уж актуальной. Будут ли зарубежные производители исполнять стандарт? И как в условиях моратория на проверки контролировать процесс? Все это, пожалуй, риторические вопросы.
Что думают родители?
Случаются прецеденты, когда школьное руководство прямо-таки отправляет в приказном тоне родителей за формой, иногда даже в определенный магазин. Конечно, при покупке конкретных вещей для школьников больше всего взрослых людей может удручить цена. Однако как к самой идее ношения школьной формы относятся родители?
Мария, 54 года: «Я считаю, что ношение школьной формы уместно ввести для учащихся младших классов. Во-первых, ни дети, ни родители особо не будут препираться касательно того, что надеть. Во-вторых, это закладывает основы самодисциплины. Если говорить про подростков, то, думаю, в этом возрасте форма окажется раздражающим фактором. ГОСТ сделает и без того недешевую одежду для школы еще более дорогой».
Наталья, 33 года: «Я считаю, что школьная форма – отнюдь не самое плохое решение в наше время, когда дети могут так распорядиться вещами, что по итогу с получившимся образом их даже на улицу выпускать не хочется. В школе они должны думать о более важных вещах, чем о внешнем виде. Впрочем, я понимаю: насаждение подобной позиции вызовет негативную реакцию у детей. Поэтому форма должна быть знаковой, современной, иметь элементы, отличающую школу. Ученики должны ощущать причастность к чему-то. В таком случае они могут даже полюбить форму».
Евгения, 45 год: «Я не могу представить себе, чтобы мой ребенок, будучи подростком в пубертате, будет с радостью носить форму. Смею предположить, что она бы устраивала мне еженедельную истерику по данной теме. Одежда для нее – нахождение и проявление ее собственного «я». Во избежание конфликтных ситуаций между родителями, школьниками и учителями, которым придется тоже вступать в полемику на тему формы, думаю, было бы более рационально создать свод правил, которые регламентировали бы внешний вид, а не придумывать для производителей новые условия по изготовлению одежды».