Объективные новости через призму совести

Импортозамещенный самолет SSJ: что о нем известно?

18 сентября 2023
Импортозамещенный самолет SSJ: что о нем известно?

Автор: Виктория Лисунова

В России 4 года назад начались работы по созданию отечественного самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), а в конце августа 2023 он уже совершил свой первый успешный полет. SSJ-100 является первым крупносерийным пассажирским самолётом, разработанным в России и бывшем СССР после распада СССР. Его созданием и производством занимается АО «Гражданские самолеты Сухого» при участии ряда иностранных компаний. Следует подробней разобраться, какая информация на сегодняшний день известна о перспективном российском самолете.

Идея о создании самолета с максимальным импортозамещением комплектующих появилась еще в 2018 году из-за введения против России первых западных санкций. После начала специальной военной операции (СВО) на территории Украины в начале 2022 года санкции затронули и российскую авиационную отрасль, тем самым запретив поставку в Россию гражданских самолетов и комплектующих к ним — это усложнило техническое обслуживание и в целом поставило под удар существование отечественной авиаотрасли.

Известно, что на разработку импортозамещающих компонентов самолетов Sukhoi Superjet 100 потребовалось 50 миллиардов рублей — и это еще не считая российский двигатель ПД-8, ведь для ускорения программы испытаний на первом опытном образце использовали франко-российский двигатель SaM146. На сегодняшний день всего на импортонезависимом «Суперджете» было замещено порядка 40 систем и агрегатов, над чем работали многотысячные коллективы предприятий авиастроительной и радиоэлектронной отраслей, входящих в контур управления Государственной корпорации «Ростех». Однако текущая версия авиалайнера SSJ100 все же до сих пор состоит из большого количества импортных комплектующих. По словам эксперта — это вполне нормально, что некоторые материалы для судна будут поставляться из дружественных стран.

«Этот самолёт пока что ещё не на 100% состоит из отечественных комплектующих. Двигатели на нём французские, часть систем тоже импортные. Очень любят у нас многие говорить, что там всё китайское поставили, но нельзя забывать, что у нас существует АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», который занимается авионикой для самолётов. Не только для боевых, но и для пассажирских. Очень мощная корпорация. С большим интеллектуальным потенциалом и с большой производственной мощностью.Часть компонентов, которые используются в авионике, то есть это различные анионные схемы, микросхемы. Я думаю, всё-таки они будут поставляться из-за рубежа, полностью всё изготовить в стране в принципе невозможно. Скорее всего, это будет Китай, это будет Гонконг, это будут ещё какие-то страны, которые лояльны к нам, которые дружественны нам. Если всё до последней микросхемы будет отечественное — это неправильный подход, так не будет», — подчеркнул руководитель портала «Авиация России» Андрей Величко.

В ходе проведенных испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолета в воздухе. Продолжительность полета составила 54 минуты, он проходил на высотах до 3000 м и скоростях до 343 км/час. Отмечается, что постепенно будут совершенствоваться процессы, связанные в том числе с надежностью систем, повышением комфортности, безопасности и поддержанием летной годности. Полностью импортозамещенный самолет планируется запустить в серию к концу 2024 года.

«Сегодняшний полет Суперджета с российскими системами — это результат большого совместного труда конструкторской команды и заводского коллектива, которые в короткие в том числе и для мировой авиационной отрасли сроки разработали, собрали и подняли фактически новый самолет. Это лучшая демонстрация технологической независимости нашей страны. Мы доказали, в первую очередь самим себе, что можем разрабатывать и выпускать современные гражданские самолеты самостоятельно, без привлечения импортных технологий. Следующие амбициозные задачи — сертифицировать самолет в полностью российском облике и начать серийные поставки в авиакомпании», — заявил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

Читать все материалы