Объективные новости через призму совести

Хаос в небе продолжается или что происходит в отечественной авиации на сегодняшний день?

3 августа 2023
Хаос в небе продолжается или что происходит в отечественной авиации на сегодняшний день?

Автор: Максим Мельник

Новости про авиацию или связанные с отраслевыми компаниями события зачастую читают приближенные к данной сфере люди. На самом деле многое, что происходит еженедельно в небе, напрямую касается конечных потребителей услуг – пассажиров, число которых, по данным Росавиации, достигло в этом году рекордных 22,5 млн человек. Не менее важную роль играет взаимодействие организации с сотрудниками, которые обеспечивают безопасность и комфорт на борту воздушного судна, а также являются трудоустроенными гражданами своей страны, ждущими надлежащего отношения со стороны руководства.

Еще в середине 2022-го СМИ писали об утверждении правительством программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 с общим бюджетом в размере 700 млрд рублей. Разумеется, ряд ключевых вопросов начали решать лишь после введения санкций. Например, спросили почему же после советского авиапрома закупалось много западных самолетов. Именно за это в середине июля президент Путин и пожурил главу Минтранса, который говорил, что партнеры с Запада надежные. Теперь же «хорошие партнеры» ввели уйму санкций, а отечественные производители авиатехники вынуждены в ускоренном порядке расширять свои возможности в попытке наверстать упущенные годы.

Возьмем в пример всем известный Sukhoi Superjet 100 – первый пассажирский самолет, разработанный в РФ после распада СССР. Раньше он состоял на 70% из импортных комплектующих. Данный фактор преподносился как некоторое преимущество, делавшее машину коммерческим продуктом для внешних рынков. Но пока все почему-то думали больше о внешнем рынке, в самой отрасли накопилось немало проблем, которые сегодня, в период санкционного давления, приходится решать в ускоренном порядке.

Справедливости ради, конечно, добавим, что в современном мире производство полного цикла – большая редкость. В 2016-м до всех санкций и пандемии коронавируса 40% деталей Boeing импортировалось из России, Airbus зависел от нее на 60%. Впрочем, тем компаниям все равно дышится легче, ведь ни авиапроизводителям, ни их странам не приходится противостоять санкционной политике, и они могут спокойно найти альтернативы без всяких «серых» схем.

Вернемся к «Суперджету 100». Еще в 2015-м году эксперт Центра анализа стратегий и технологий Макиенко говорил, что «Superjet – самый оболганный российский самолет». Мало того, что негативный имидж – работа пропаганды украинских конкурентов, эксперт все-таки сказал, что при его создании «были допущены разнообразные ошибки». Исправили их или нет судить сложно и даже невозможно: об этом широкой общественности не шибко отчитываются. После крушения самолета в Шереметьево в 2019-м прошло несколько лет. В произошедшем обвинили пилота, а вот воздушное судно оправдали: дескать, все с ним в порядке. Ранее о судебном разбирательстве, длившемся не один год, наше издание опубликовало большой материал. И хотя после катастрофы и гибели людей в аэропорту Шереметьево в СМИ появилась информация, что на исправление ошибок, допущенных при производстве SSJ 100, выделят деньги, «странные эксцессы» продолжают случаться.

К примеру, в конце июля у «Суперджета 100» авиакомпании «Азимут» при взлете из Мивод открылись две створки мотогондолы левого двигателя, одна из которых в итоге отлетела. В июне из-за техпроблем в системе управления самолет из Ульяновска совершил аварийную посадку в Шереметьево, потом летевший из столицы в Актау Superjet экстренно сел в Самаре из-за сработавшего датчика задымления в багажном отсеке, другой лайнер «ИрАэро» экстренно приземлился в Иркутске ввиду отказа системы кондиционирования, еще один SSJ 100, следовавший из Алма-Аты, сел в Минводах из-за отказа двигателя.

Вопросы к отношениям между сотрудниками и авиакомпаниями у обычного россиянина тоже могут иметься. Например, вышеупомянутая «ИрАэро» не стала увольнять командира «Суперджета 100» после распития шампанского на борту самолета, а просто понизила его до второго пилота.

Санкции уже стали причиной многих изменений в жизни людей, задействованных в авиасфере: кого-то сократили, у кого-то упала ощутимо зарплата и др. Так, «Россия» в связи с профицитом кадров начала вызывать бортпроводников старше 45 лет к начальству небольшими группами и просить подумать над увольнением из авиакомпании, предлагая при этом взамен пожизненные корпоративные авиабилеты на рейсы «России» и ₽150 тыс. единовременной выплаты (предусмотрено положением авиакомпании о соцвыплатах, компенсациях и льготах для пенсионеров и работников со стажем 30+ лет).

Так или иначе, многое для российской авиации только впереди, поскольку уже совсем скоро, если исходить из официальных заявлений, по стране будут летать свои собственные самолеты.

Читать все материалы