Автор: Виктория Лисунова
Федеральная служба безопасности подготовила ведомственную инструкцию, согласно которой в «случаях, не терпящих отлагательства» силовики смогут проводить обыски без решения суда.
ФСБ России опубликовала проект приказа об утверждении ведомственной инструкции для силовиков. Речь идет о проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Так, по общему правилу, проведение мероприятий, ограничивающих конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, возможно только по судебному решению — данное положение прямо вытекает из статьи 25 Конституции РФ. Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания. Помимо жилого дома, квартиры и комнаты, жилищем может быть гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и другие подобные учреждения. Помимо судебного решения, проведение обысков возможно только при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, о лицах, его подготавливающих, а также о событиях, создающих непосредственную угрозу безопасности государства.
Согласно же тексту предложенной инструкции, силовиков предлагается наделить правом на проведение таких мероприятий без судебного решения. Проводить обыски без соответствующего решения суда сотрудники ФСБ смогут в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ.
Обыск должен проводиться на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа безопасности, но с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов. Таким руководителем является первый заместитель директора ФСБ, руководитель департамента или управления, их заместители, а также начальники территориальных органов безопасности.
Помимо этого, в проекте приказа излагается порядок проведения обыска. Так, перед началом проведения мероприятия, сотрудники обязаны предъявить для ознакомления лицу, которое на праве собственности или ином законном основании владеет, пользуется или распоряжается объектом обследования, и (или) его уполномоченному представителю, мотивированное постановление руководителя органа безопасности или соответствующее решение суда. Для удостоверения факта обыска, фиксации его хода и результатов разрешается применение видеосъемки, а также участие с их согласия не менее двух дееспособных граждан — понятых.
Инструкция также регламентирует порядок изъятия предметов и документов, обнаруженных во время обыска. Помимо вещей, имеющих доказательственное значение, речь идет о предметах, изъятых из гражданского оборота. «Документы, предметы и (или) материалы, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные и находящиеся у лиц без специального разрешения, при проведении обследования изымаются во всяком случае», — упоминается в тексте инструкции.
Как заявил Парламентской Газете первый зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, такие инструкции повышают безопасность граждан. «У МВД, например, существуют собственные административные регламенты, предписывающие, как действовать сотрудникам в тех или иных ситуациях, хотя все моменты, которых они касаются, так или иначе отражены в действующем законодательстве. Судя по всему, здесь мы имеем точно такой же случай. Если же говорить в целом, то чем четче прописаны полномочия и порядок действия силовых структур, тем выше защищенность граждан от произвола — это общее незыблемое правило», — отметил Валеев.
Однако, как позже отметил глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, в данной инструкции нет ничего нового. «Необходимо отметить, что в Инструкции не содержится каких-либо новелл – это просто порядок действий сотрудников ФСБ России при инициировании, проведении и документальном закреплении обследования помещения. Кроме того, подобная инструкция действует для сотрудников МВД России с 2014 года и не вызывает каких-либо вопросов», — подчеркнул Клишас.