Автор: Виктория Лисунова
В Госдуме призвали компаниям из недружественных стран ограничить сбор данных о России. Основной фокус будет направлен на ограничение возможности к доступу данных об экономике государства и жителях России.
Как заявил замглавы комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин, в России необходимо ввести ограничения для компаний из недружественных стран на сбор информации об экономике и жителях России: «Считаю, нам следует рассмотреть вопрос о регламентировании, а лучше даже об ограничении зарубежным компаниям из недружественных стран доступа к сбору данных об экономике нашей страны, о жителях нашей страны».
Парламентарий считает, что данные ограничения станут ответом на девятый пакет санкций Евросоюза, положения которого «напрямую запрещают оказывать россиянам услуги по рекламе, исследованиям рынка, опросам общественного мнения». «И здесь мы не придумываем велосипед. Это зеркальные, ответные меры на те санкции, которые уже ввели против нас европейские правительства», — заявил Антон Горелкин в пятницу 27 января в ходе заседания круглого стола «Под колпаком: как и зачем зарубежные IT-компании следят за нами?» в Общественной палате РФ.
По словам депутата, россияне теперь не могут получать «маркетинговую информацию о европейцах». При этом в России никак не контролируют «объем собираемых данных на нашем рынке», а половину российского рынка маркетинговых исследований «занимают организации, которые напрямую или косвенно принадлежат американскому или европейскому капиталу» - заявил Горелкин. Депутат подчеркнул, что такие компании собирают статистические данные, «которые потом превращаются в аналитические отчеты для зарубежных правительств». «Такая беспечность представляется мне опасной», — отметил он.
«Личные данные — это не только информация, которая по закону относится к категории персональных данных, а с любого пользователя интернет-платформ собирается максимальное количество разнообразной информации. Анализируется весь перечень поведенческой информации: движение курсора мыши, этапность нажатия на те или иные ссылки, анализируются цифровые потоки и профили», — отметил замглавы комитета Госдумы по информполитике.
В Евросоюзе уже давно осознали данные риски и ввели соответствующие санкции, однако в России до настоящего времени ответных мер введено не было. «Эти риски отчётливо понимают на Западе. Там мы видим развитие антимонопольных исков и формирование определённых защитных механизмов. У нас те же самые тренды», — дополнил депутат.
Кроме того, на круглом столе Горелкин заявил об идущей доработке законопроекта о рекомендательных сервисах. Точную дату представления законопроекта депутат не уточнил, однако подчеркнул, что существенные наработки уже есть. «Законопроект находится в доработке, мы нашли формулу, как его доработать, чтобы он был одинаково исполняем всеми игроками рынка. Надеюсь, что мы его внесём, но пока сложно говорить о датах. Я буду аккуратнее в формулировках, конкретную дату внесения называть не буду», — отметил депутат.
В случае принятия законопроекта о рекомендательных сервисах действительно существует определённый риск, что иностранные интернет-компании смогут обходить эти требования. «Разумеется, именно поэтому законопроект до сих пор не внесён. Мы понимаем, что появление ограничителей в рекомендательных алгоритмах создаст ситуацию неравной конкуренции российских сервисов и зарубежных», — сказал Горелкин.
Также в ходе заседания круглого стола было отмечено, что за неисполнение закона, необходимо предусмотреть меры ответственности, вплоть до ограничения доступа к зарубежным ресурсам, которые откажутся его выполнять и сделать алгоритмы прозрачными для пользователей.
Напомним, что Евросоюз опубликовал девятый пакет антироссийских санкций в середине декабря 2022 года, в рамках которого европейцам было запрещено оказывать услуги по рекламе, исследованиям рынка и опросу общественного мнения, а также по тестированию продукции и технической инспекции в России. Ограничения коснулись трех российских банков и 168 организаций и предприятий.