Автор: Виктория Лисунова
Покупка товаров на маркетплейсах стала для нас уже чем-то совершенно привычным. Мы ежедневно выбираем, заказываем, получаем или отказываемся от каких-либо вещей. Однако по причине того, что функционирование этих Интернет-площадок и торговых сетей различно, порой возникают некоторые недоразумения, как, например необоснованные штрафы, плата за возврат и другое. В связи с этим требуются разработка законопроекта, который бы регулировал отношения между торговыми площадками, продавцами, покупателями и владельцами пунктов выдачи заказов, чем сейчас, собственно, и занимаются в правительстве.
Маркетплейсы играют огромную роль в современном мире онлайн-торговли. Кроме того, они стали в том числе и неотъемлемой частью экономики. Они позволяют продавцам размещать свои товары и услуги, а покупателям находить в одном месте большой выбор продукции. Но с ростом популярности таких торговых Интернет-площадок возникает ряд вопросов, связанных с их регулированием, при этом в российском законодательстве на сегодняшний день до сих пор отсутствует даже точное определение, что такое маркетплейс.
«Маркетплейсы не являются торговыми организациями, они не осуществляют реализацию товаров, их отношения с покупателями, продавцами и пунктами самовывоза существенно отличаются от отношений в структуре торговой сети. В связи с этим служба считает необходимым установить требования к маркетплейсам, которые отличны от тех, которые предъявляют торговым сетям», — подчеркнули в ФАС.
В ведомстве считают, что вопрос о регулировании деятельности маркетплейсов следует рассмотреть в отдельном федеральном законе, который будет учитывать специфику работы всех сторон. Важно подчеркнуть, что главной целью создания документа является «создание более эффективных условий для конкуренции и защиты прав потребителей и предпринимателей в сфере электронной торговли», поэтому он ни в коем случае не должен носить какой-либо ограничительный характер.
Количество жалоб со стороны покупателей и селлеров в отношении маркетплейсов постоянно растет, и это служит знаком того, что следует незамедлительно принимать соответствующие меры. А именно, в законе хотят прописать такие нормы для владельцев маркетплейсов, как контроль информации о товаре, а также особенности взаимодействия с покупателями, продавцами и владельцами пункта самовывоза (ПВЗ), в том числе при возврате товара. Регулирование будет создаваться, можно сказать, с нуля, но это необходимо для развития всех участников рынка онлайн-торговли.
«Сегодня участники рынка и власти понимают, что вопрос регулирования маркетплейсов назрел — законодательное закрепление базовых практик площадок необходимо. Вместе с тем все также осознают определенную ответственность в решении этого вопроса: модель онлайн-платформы стала важной частью экономики России, она способствует развитию предпринимательства в регионах, протягивает доставку в различные уголки нашей большой страны, выходит на зарубежные рынки, поэтому и подход должен быть внимательным образом реализован», — рассказывает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
Регулирование маркетплейсов, во-первых, необходимо для защиты прав и интересов потребителей. Один из главных аспектов их функционирования заключается в том, что они создают доверие между продавцами и покупателями. Но несмотря на это, существуют случаи, когда покупатели могут столкнуться с недобросовестными селлерами. Отсутствие контроля может привести к тому, что потребители могут получить товар ненадлежащего качества или вообще не получить его вовсе. Регулирование маркетплейсов позволит гарантировать безопасность сделок и защиту прав потребителей.
Во-вторых, необходимость регулирования маркетплейсов связана с проблемой контроля качества товаров и услуг. Маркетплейсы предлагают широкий ассортимент товаров от разных продавцов, и иногда их качество может сильно варьироваться. Благодаря регулированию, покупатели смогут быть уверены в том, что получат товары и услуги, соответствующие заявленным характеристикам.
Новый закон должен учитывать не только интересы потребителей, но и селлеров. Слишком высокие комиссии или слишком строгие требования к товару могут повлечь за собой неприятности, поэтому регулирование работы онлайн-площадок также благоприятно скажется и на деятельности продавцов, создавая выгодную среду и способствуя достижению бизнес-целей.