Автор: Виктория Лисунова
9 февраля 2023 года Госдума приняла закон о бронировании времени пересечения границы. Законопроект успел вызвать немалый общественный резонанс еще на стадии рассмотрения. Предупредим сразу: если Вы не грузовой перевозчик, то волноваться точно не стоит.
Изначально законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму как поправки к закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в России», инициатором которых выступил глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. Целью поправки заявляется — забота о самих водителях и решение проблемы очередей на пунктах пропуска через границу. Услуга полностью бесплатна, а действовать она будет только на тех пограничных пунктах, где время подъезда к ним составляет целых 10, а то и 15 дней.
Почему же данный законопроект успел нашуметь и вызвать отклик среди простых граждан — водителей легковых автомобилей? Дело в том, что изначально, когда поправки были только предложены на рассмотрение в Госдуму, ни в самих поправках, ни в пояснительной записке к ним, не было понятно, кого коснутся новые правила. В пояснительной записке был лишь термин «автомобильный транспорт», не дающий четкого понимания, что именно фигурирует под данным понятием. На фоне ситуации прошлого года, когда многодневные пробки перекрыли границу России с Казахстаном и Грузией, среди водителей быстро разошелся слух, что регистрироваться придётся всем, причем принудительно.
Позже автор поправок Евгений Москвичев заявил, что данная мера касается только коммерческого грузового транспорта. «Это касается только грузовых автомобильных перевозок, которыми занимаются на коммерческой основе, перевозят грузы. Мы убираем пробки, которые стоят по 10–15 км. Водители не видят ни воды, ни еды, ни туалетов — ничего. А у них [водителей] есть семьи — жены, дети, поэтому устраняем эту проблему», — отметил в интервью РБК Москвичев.
В свою очередь, эксперт в области транспорта, логистики и стратегического развития Сков Гуревич отметил, что в отношении рядовых водителей принимать такой законопроект необходимости нет. Поездки граждан могут быть спонтанными, без четко обозначенного времени, в то время как в отношении коммерческих перевозок все более чем понятно и справедливо. «Это касается юридических лиц, которые везут заранее заказанные грузы в заявленную точку, — это гораздо проще», — пояснил эксперт.
Каким же образом будет происходить бронирование? Ответ прост: через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Будет создана так называемая «система электронной очереди». При этом не все так просто. Вам могут отказать в бронировании в случае непредставления лицом всех необходимых документов и сведений. Есть и альтернативный вариант бронирования: нужно просто приехать на пропускной пункт и встать в очередь «оффлайн», получив специальный талон. Согласно поправкам, бронировать время придется «российским перевозчикам, иностранным перевозчикам, гражданам РФ, иностранным гражданам, лицам без гражданства и другим пользователям автодорогами».
Кроме того, как поясняется на официальном портале Госдумы, законом также вводятся «общие требования к обустройству участков автомобильных дорог на подъездах к пограничным пунктам пропуска». Будут созданы так называемые «площадки» для ожидания водителями зарезервированного времени. Требованиями к таким площадкам выступают: наличие ограждений, разметки и освещения, оснащение площадки мусорными контейнерами, бесплатными туалетами и водоснабжением, а также размещение объектов дорожного сервиса — магазинов, мест общепита и отдыха.
Представитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин в интервью AutoNews заявил, что данная проблема действительно есть, однако решать её нужно правильно. «Перед Госдумой действительно стояла задача решить проблемы с фурами и появился этот законопроект. Я надеюсь, что все это не превратится в полный контроль за выездом и въездом всех водителей. А электронная очередь для фур просто необходима, чтобы решить проблему с пробками», — отметил эксперт.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.